четверг, 14 апреля 2016 г.

«Низина» Джумпа Лахири




Роман опубликован в сентябре 2013 года. Номинировался на несколько престижных литературных премий, включая Букеровскую.



Джумпа Лахири завоевала внимание читателей и критиков камерными, очень точными и тщательными историями об индийских иммигрантах, пытающихся приспособиться к новой жизни в Соединенных Штатах. Они стали предпосылкой для создания симфонического романа «Низина». Удаян, студент-идеалист из Калькутты, в 1960 году увлекается революционной теорией и практикой Мао в Китае. Он становится активным сторонником движения Наксалитов, не гнушающихся революционным террором. После  насильственной смерти Удаяна уже в первой трети романа, Субхаш, его преданный, ответственный и спокойный брат, женится на его беременной вдове, Гаури, и увозит ее в Америку, в надежде дать ей возможность начать все сначала в новой стране. Их брак преследуют общие воспоминания об Удаяне и страшные воспоминания, которые Гаури хранит внутри себя.


«Низина», пока, самый амбициозный проект Лахири, в конечном счете, семейная сага, которая изначально начинает прихрамывать от страницы к странице, используя интересную историческую экспозицию, заметно схематичный сюжет, и демонстрируя то граненную прозу, то драматические события, то диккенсовскую историю, которую она пытается изложить. Скупо делясь с читателями эмоциональными деталями повседневной жизни героев, Лахири держит их в неведении относительно осведомленности глубинных движущих сил сюжета.


Складывается впечатление, что персонажи «Низины» были задуманы как некие репрезентативные типы с заранее назначенными ролями, необходимыми для игры в семейную мелодраму, выстроенную таким образом, чтобы подчеркнуть поколенческие модели обид и искупления, ответственности и свободы.


Так, Удаян – мятежный и импульсивный младший брат, принимающий ряд безрассудных решений, которые повлияют на вех, кто его любит, на поколения вперед. Субхаш – уравновешенный, ответственный, рационально мыслящий старший брат, который большую часть своей жизни будет иметь дело с последствиями  беспечных действий своего младшего брата. Гаури – скрытная, эгоистичная женщина, которая будет пользоваться добротой и щедростью Субхаша, относясь с холодным пренебрежением к его усиленным попыткам выстроить новую совместную жизнь в Род-Айленде.


Из-за того, что Лахири ни разу не дает читателю хотя бы малейшего представления о внутреннем процессе принятия решений, о психологии Гаури, она предстает перед читателем не как сложная личность со своими достоинствами и недостатками, а как пародия на сказочную ведьму, ставшую женой короля и мачехой его дочери. Образ Гаури в пространстве романа существует лишь для того, чтобы поддерживать его конструкцию. Повествование при этом страдает все большей схематичностью, и все меньше удовлетворяет читателя.



Справедливости ради, следует заметить, что в романе много очаровательных, поразительно точных деталей и описаний, наблюдений и событий. Но в целом, Лахири будто лишь скользит по поверхности жизни, а в итоге, этот неуклюжий роман демонстрирует читателю обилие талантов молодой писательницы, которые так и не сработали в задуманном едином оркестре. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий