четверг, 17 марта 2016 г.

«Шантарам-2. Тень горы» Грегори Дэвид Робертс




Роман опубликован 13 октября 2015 года


Роман «Шантарам» стал настоящей издательской сенсацией, не знающей аналогов. Знатоки литературы всех мастей насмехались над цветистостью прозы Робертса; индийцев, как, впрочем, и многие других читателей, возмущали стереотипы и культурные упрощения. Но все отдавали должное живости и сочности прозы, которые помогли Робертсу продать 4 млн. копий по всему миру. История австралийского каторжника, который бежит в Бомбей, соединяется с индийской мафией и, в финале романа, вступает в войну в Афганистане на стороне моджахедов, буквально завораживала читателей.


«Шантарам» был основан на жизненном опыте его автора, в прошлом – грабителя банков, который бежал из австралийской тюрьмы в Индию, хотя сам автор уверял, что все персонажи, сюжет и диалоги придуманы. Эта правда жизни, правда пережитого, возможно, и делала роман столь удивительно неповторимым и привлекательным.


Когда Робертс заявил, что удаляется от общественной жизни, чтобы приступить к работе над продолжением «Шантарама», масштаб его амбиций прозвучал угрожающе ясно. «После 30-и лет исследований в области физики элементарных частиц, теологии, биологии, философии, антропологии, психологии, археологии, геофизики, космологии, астрофизики, теории игр и других дисциплин, я сделал несколько выводов о природе вселенной и нашего места в ней. В результате, то, что я пишу сегодня, основывается на вековом опыте фундаментальных истин и страстных собственных переживаниях».


Роман «Тень горы» стал результатом этой миссии – пердать читателям столько выводов о Вселенной, сколько возможно втиснуть в девятисотстраничный текст. В первом романе, главный герой Лин, оказавшись Бомбее, стал врачом в трущобах, отбивался от своры бродячих собак голыми руками, влился в бомбейскую мафию и ухаживал за красивой и непостоянной Карлой. Когда мы встречаем его во второй книге, он работает на мафию, подделывая для нее паспорта и другие документы. И в этом состоянии Лин пребывает на протяжении большей части романа. 


Несмотря на отдельные моменты со сменой локаций, роман представляет собой бесконечно откладывающиеся кульминационные моменты, в которых стремления Лина вернуть Карлу, порвать с мафией и уехать из Бомбея остаются практически не реализованными от первой страницы романа до его последней главы. Вместо ожидаемого триллера, читатель получает избыток прописных истин, страстные переживания, и массу банальностей, заполнивших текст как саранча.


Следует отдать должное Робертсу. Повествование по большей части остается живым, иногда захватывающим. Личный опыт автора по-прежнему поражает. Яркие, живые и подлинные персонажи, знание скрытых механизмов преступного мира, незамысловатый быт трущоб. Все, что так увлекало читателя в первой книге, вдруг сменяется длинными лекциями о смысле жизни из уст мудреца на вершине горы.


Банальные афористически излияния раздражают и удивляют. Зачем?!!! Не успевает читатель вжиться в текст, отождествляя себя с героем, как автор начинает рассыпаться в туповатых сентенциях о жизни, любви, добре и зле, напоминающих все больше статусы для блондинок в соцсетях.


Апофеозом абсурда становится момент, когда соединившиеся, наконец, возлюбленные, после двух лет разлуки, вступают в своеобразные диспут, в котором они метают друг друга остроты и доморощенные афоризмы как гранаты, превращая самую ожидаемую сцену в пошлый фарс.



В «Шантараме» Робертс демонстрирует небывалый талант рассказчика, не претендуя на лавры писателя. «Тень горы» сгубили амбиции Робертса стать в один ряд с великими писателями. Одного таланта рассказчика, пусть и блистательного, для этого маловато.


2 комментария:

  1. Жаль, жаль... а столько ожиданий..

    ОтветитьУдалить
  2. Я сама ожидала всего, что угодно, но только не этого. Говорят, следующая книга будет приквелом. Рассказ о события в Австралии до побега в Индию. Хорошо бы без интеллектуальных изысков в стиле "Тень горы".

    ОтветитьУдалить