четверг, 21 января 2016 г.

Трилогия "Сага о живых кораблях" Робин Хобб





Трилогию "Сага о живых кораблях составляют романы: "Волшебный корабль" (1998), "Безумный корабль"(1999), "Корабль судьбы" (2000)


Робин Хобб, после захватывающей истории королевского убийцы в Шести Герцогствах, приглашает своих читателей в другую часть мира Элдерлингов, в город вольных купцов и отважных мореплавателей - Удачный. По общему эмоциональному воздействию, трилогия уступает истории Фитца Чивэла, но отличается оригинальной конструкцией и большим количеством интересных персонажей.



Убедительная история купеческой семьи Вестрит,  первопоселенцев и основателей Удачного, происходит в завораживающем мире, где морские просторы бороздят живые корабли, морские змеи мечутся в поисках собственной идентичности, волшебные артефакты скрыты в погребенных землей городах прежней цивилизации.


Увлекательный эпос начинается в Удачном, где старинные и наиболее уважаемые семьи, в давние времена заселили эти опасные земли Проклятых островов и основали колонию государства Джамелии. В обмен на их самоотверженность и риск они получили определенные привилегии и монополию на торговлю, что стало основой их благосостояния. Отличные мореплаватели, торговцы способствовали процветанию Удачного, основывая свою деятельность на традициях и торговле экзотическими товарами. Но продажный и жадный юный правитель Джамелии пренебрег всеми договоренностями и льготами, дарованными его отцом Удачному. Пиратство вокруг Удачного процветает, морские змеи все ближе подбираются к городу, запрещенное в удачном рабство становится все более заметным.



Революционные перемены витают в воздухе. На фоне этого бурного политического водоворота и разворачивается история семьи Вестрит. Изменения, происходящие в их состоянии, свойственны всем старинным семействам Удачного. когда патриарх семьи, Эфрон Вестрит умирает, как и положено, на палубе своего живого корабля Проказницы, это порождает серьезный раскол в семье. По воле Эфрона, Проказницу передает мужу его старшей дочери, тогда как младшая, Алтия, выросшая на палубе Проказницы, всегда считала корабль своим. Девушка решает вернуть Проказницу себе, чего бы это ни стоило.



В то время, как Алтия страдает без Проказницы, ее племянник Уинтроу, насильно помещенный в обучение на Проказнице, страдает от того, что его лишили подлинного призвания - служения богу Са. Положение еще более усугубляется, когда новый капитан, чтобы поправить семейное достояние, решает перевозить на Проказнице рабов. 



Это решение вовлекает семью Вестрит в водоворот интриг, которые повлекут за собой формирование новых государств, разрастание пиратских набегов, гражданское противостояние, осознание своей идентичности живых кораблей и морских змей, что изменит мир бесповоротно и навсегда. 
Первая книга трилогии, "Волшебный корабль", намечает развитие сложных сюжетных линий, заманивая читателя в мир магии и сиюминутного творения истории настолько тонко и плавно, что тот воспринимает его как вполне реальный.



Второй роман, "Безумный корабль", еще более напряженный, количество персонажей и сюжетных линий возрастает, но настолько грамотно и обстоятельно, что впечатления перегруженности не возникает.



Виртуозно продвигая сюжет, Робин Хобб успевает отлично поработать с характерами всех персонажей. На самом деле, развитие разнообразных и интересных персонажей является одним из самых сильных качеств автора. Ее герои совершают ошибки, ее злодеи вызывают симпатию. Например, читатель, поначалу,глубоко проникнувшись сочувствием к Алтии Вестрит, вскоре убеждается, что девушка переоценивала свои способности к управлению живым кораблем, что в ее стремлении было больше эгоизма, что она слишком часто поступает опрометчиво, выносит неверные суждения, не понимает ни собственных стремлений, ни окружающих.



Такое же двойственное отношение возникает и к Брешену Треллу, отпрыску удачнинских торговцев. Мужественный и талантливый, он настолько погряз в пристрастиях к алкоголю и наркотикам, что, порой, вызывает отторжение. Религиозный гений Уинтроу сразу же вызывает симпатию читателей, но и его недостатков Робин Хобб не скрывает. Излишняя робость и доверчивость приводит иногда к непредсказуемым последствиям. Даже Совершенный, как все считают, безумный корабль, вызывает у читателей и симпатию, и опасения. его любят и не доверяют одновременно.



Образ самой старшей представительницы семейства, Роники Вестрит, благодаря ее консерватизму, приобретает ту же двойственность иногда перерастает в косность, иногда, в минуты серьезных испытаний, 
служит как якорем для всех близких в бурном море гражданских изменений, так и маркером глубины этих самых изменений.



Еще более интересным стал образ Малты Вестрит. Писательница сумела вызвать такую неприязнь к девочке-подростку, что кажется, ее невозможно будет одолеть. Но Хобб удается изменить мнение читателя и об этой героини. Ее недостатки, в трагических обстоятельствах, оборачиваются бриллиантами достоинств.



Самым пленительным литературным злодеем можно смело назвать пиратского капитана Кеннита. Он плохой человек, его злодейства бесчеловечны, но читатель продолжает испытывать симпатию и жалость к этому покалеченному судьбой персонажу.



Робин Хобб - отважный автор. Она не боится ропота читателей, смело трансформирует своих персонажей не только внутренне, но и внешне. Не боится изуродовать, покалечить их, чтобы обострить эмоциональный накал, а иногда и убить полюбившегося персонажа. Это мрачное следование реалиям настоящей жизни, делает повествование непредсказуемым и еще более напряженным.



Роман "Корабль судьбы", наконец, раскроет страшный секрет живых кораблей. как будто стремясь загладить жестокий конец предыдущей трилогии, "Сага о Видящих", писательница старается подарить читателям как можно более оптимистический финал. Но опасения читателей о будущем этого мира не развеивает, оставляя открытыми многие тревожные тенденции. История Янтарь и вовсе остается без объяснений. Некоторые сюжетные лини свернуты слишком поспешно.




Но все это лишь мелкие придирки, эгоистичное нежелание читателя расставаться с полюбившимися персонажами. И писательница явно оставляет для себя массу лазеек, чтобы вернуться в созданный ею пленительный мир, экстраординарное волшебное место, наполненное реальными, практически живыми героями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий