четверг, 22 октября 2015 г.

."Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном" Диана Сеттерфилд



Роман опубликован в 2013 году, спустя семь лет после имевшего ошеломительный мировой успех дебютного романа "Тринадцатая сказка"




Долгое ожидание далеко не всегда может быть оправданным. Оказалось, Диана Сеттерфилд тоже может стать жертвой собственного успеха. Ее первый роман "Тринадцатая сказка", атмосферный, отличающийся витиеватым замыслом, поставил слишком высокую планку для того сверхъестественного нуара, которым является "Беллмен и Блэк". Недовольство читателя возникает не потому, что "Беллмен и Блэк" плохо написанный роман, оно обусловлено самим фактом наличия предшественника, предполагающего мгновенные сравнения. Вывод очевиден: "Тринадцатая сказка" просто намного превосходит второй роман Дианы Сеттерфилд.



В возрасте 11 лет, Уильям Беллмен убивает грача невероятно удачным выстрелом из рогатки. Этот акт немотивированной жестокости, столь характерный для детей, входящих в подростковый возраст, повлияет на всю его дальнейшую жизнь.



Надо заметить, очень успешную жизнь, с точки зрения материального благосостояния. Умный и трудолюбивый, он словно получает благословение свыше. Поражает не только количество коммерческих сделок и размах делового мышления в юном возрасте, Уильям успешен во всем. Он женится на чудесной девушке, у них рождаются прекрасные дети. Когда позади остается четверть романа, задаешься вопросом, какой из фактов биографии героя послужит для трагического разворота, судя по всему, библейского масштаба.



Но все происходит очень постепенно, своей чередой, почти незаметно набирая обороты. Смерть начинает преследовать Беллмена, постепенно сужая круги. Вначале умирают приятели в силу вполне естественных причин, затем дальние родственники, затем смерть подбирается к самым близким, вынуждая Беллмена заключить сделку с таинственным незнакомцем в черном, появляющимся на каждых похоронах. Сам факт ее совершения показывает степень отчаяния героя, особенно на фоне спокойной и размеренной прозы Сеттерфилд. Фаустовская сделка ради спасения дочери, пораженной тяжким недугом.



Соглашение между Беллменом и Блеком, кажущееся таким призрачным, постепенно поглощает всю жизнь главного героя. Призрак смерти нависает над ней неумолимым черным пятном. Беллмен погружается в траурный бизнес, постепенно удаляясь от дочери, которую так хотел спасти. В этом присутствует тонкая горькая ирония. Вместо торжества жизни, Беллмен все глубже погружается в многочисленные разновидности траура, сопутствующего смерти, доходя до откровенной фетишизации горя.



Канва повествования вязнет в отточенных, но слишком многочисленных деталях. Кроме того, наблюдая за коммерческими успехами Беллмена, читатель не имеет не малейшей возможности узнать, как относятся к его растущей одержимости окружающие? Этот факт значительно снижает уровень эмоционального воздействия, который был столь оглушительным в "Тринадцатой сказке".



Следует признать, что Сеттерфилд написала вполне приемлемую историю о досадной случайности, ставшей определяющей для всей жизни героя. Написала легко и талантливо, местами, завораживающе. Тем, кто не знаком с первым романом, понравится и заложенная в ней мораль: незначительность земного материального успеха в сравнении с нематериальным богатством, заключенном в сострадании и любви. Но тем, кто был очарован "Тринадцатой сказкой", этого явно маловато.    


Комментариев нет:

Отправить комментарий