четверг, 18 июня 2015 г.

"Сердце зимы" Роберт Джордан



Роман опубликован в 2001 году.




Роман "Сердце зимы" - девятый том эпической саги "Колесо времени". Как и предшествующие тома, этот, стремится к кульминации, знаменующей временное разрешение конфликта, что позволяет продержать необходимую паузу между публикациями новых частей цикла, но не продвигает его к завершению. С этой точки зрения "Сердце зимы" следует воспринимать как еще одну часть огромного и цельного романа.


По сути своей весь цикл "Колесо времени" напоминает классический английский роман 19-го века, такой каким его публиковали Диккенс или Коллинз в журнальном варианте, отдельными главами. Только, в данном случае, место глав занимают отдельные романы. Они настолько объемны и значительны, что стали явлением в современной литературе.



Случайный читатель, взяв в руки роман "Сердце зимы", будет обескуражен и мало что поймет, потому что цикл "Колесо времени" не предназначен для случайных читателей. В основе повествования лежит Заключение Темного в тюрьму Шайол Гул. Но печати, сковавшие его узилище ослабевают, сторонники Темного, оставшиеся на земле, все больше активизируются, Темный получает возможность касаться мира. Ему противостоит Дракон Возрожденный, Ранд ал'Тор, его друзья и сподвижники.



Сюжетные извивы цикла невероятно сложны, запутаны и многочисленны, но главный конфликт между Рандом и Темным неизбежно закончится Последней битвой. Размах мира, прописанный в мельчайших деталях, невозможно передать в нескольких абзацах этой рецензии. Он включает в себя десятки стран, буквально сотни персонажей, многочисленные сложносоставные политические и культурные группы, вовлеченные в столь же сложные сюжетные линии. 



Джордана не назовешь искусным стилистом, но, как рассказчик интересный и неподражаемый, он потрясает. Конструкция повествования его мегаромана сложна и требует от читателя огромной концентрации. О мастерстве писателя свидетельствует огромное количество поклонников саги по всему миру, преданных серии, несмотря на все ее недостатки. Это особенно примечательно в эпоху клипового мышления, когда длительная концентрация внимания практически невозможна.



Приторможенное продвижение сюжета в последних книгах несколько разочаровало поклонников писателя, но основа повествования, заложенная в первых четырех книгах столь увлекательна, что дает гарантию: миллионы людей будут продолжать чтение. Можно утверждать, что Джордан достиг предела в жонглировании многочисленными сюжетными линиями с их продолжительными проходами в детализации описаний персонажей, одежды, погоды и проч. Они уже достаточно придали инерции и достаточно затормозили ход истории.



В этом смысле роман "Сердце зимы" несколько обнадеживает, хотя и здесь не обошлось без тривиальных романтических дилемм и периодов задумчивого бездействия. Роман нельзя назвать динамичным, но все-таки он продвигается.



Илэйн продолжает свою борьбу за трон Андора. Жена Перрина, Фейли захвачена в плен айил клана Шайдо. После покушения на свою жизнь, Ранд пустился в бега и размышляет об очистке мужского источника силы от порчи. Кадсуане пытается помочь Ранду понять его человеческую природу. Мет пытается вырваться из Эбу Дар и неожиданно получает помощь из неожиданного источника. Шончанская принцесса, Дочь Девяти Лун, прибывает в Эбу Дар. Отрекшиеся затевают заговор против Ранда.



Заключительная глава знаменуется битвой, в которой принимают участие 30 - 40 человек, где Джордан демонстрирует небывалое писательское мастерство, переключаясь между дюжиной точек зрения, не создавая ни малейшей путаницы, или избыточности.Эта точно рассчитанная, эффектная сцена - отличная приманка для чтения последующей книги. Остальное в романе "Сердце зимы" не столь безупречно, но достаточно хорошо. 



Кажется, впервые Джордан начинает связывать старые сюжетные линии между собой, вместо того, чтобы, по обыкновению, создавать новые.
Ставшие уже привычными, недостатки прозы Джордана по-прежнему просматриваются. Банальные характеристики, недостаточная глубина и тонкость. Джордан использует все известные элемент эпического фэнтези, бесстыдно грабя своих великих литературных предшественников, а потом все награбленное выкладывает разом, в одну кучу. Амбиции Джордана больше, чем его талант, но его талант очевиден. Его цикл "Колесо времени" нельзя назвать величайшим произведением жанра, но, в некотором смысле, это завершающий цикл - он исчерпывает жанр. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий