четверг, 4 июня 2015 г.

Малые голландцы: Николас Элиас (Пикеной)




Николас Элиас Пикеной - голландский художник фламандского происхождения - родился в Амстердаме, куда его родители переехали из Антверпена. 


В 1621 году он женился на сироте Бауэнс двадцати одного года. У них родилось десять детей, двое из которых умерли в детстве.


Николас Элиас работал над групповыми (цеховыми) портретами и, популярными в то время, и индивидуальными портретами местных знаменитостей. 


Лучшие произведения написаны в период 1630 - 1637 годов. В это время Николас Элиас набирает большую популярность среди многочисленных заказчиков и покровителей. 


После 1637 года творческая активность падает. Он написал еще несколько групповых портретов, престижных и прибыльных, и небольшое количество композиционных работ на библейские сюжеты.


В 1637 году Николас Элиас купил дом у Адриана Пау в престижном районе модных художников и ведущих ювелиров. 


Ранее дом принадлежал учителю Элиаса, Корнелису ван дер Ворту, позднее - Хенрику ван Эйленбургу, который тесно сотрудничал с Рембрандтом, предоставляя ему мастерскую в этом доме, в 1631 - 1634 годах. 


Саския, любимая жена Рембрандта, была племянницей Эйленбурга. 


Таким образом, дом, приобретенный Элиасом, был центром портретной живописи на протяжение многих десятилетий. 


В 1639 году Рембрандт вернулся в этот район, купив соседний с Пикеноем дом. Здесь был написан знаменитый "Ночной дозор", здесь же находится квартира-музей художника.


Как и Рембрандт, Элис был не в состоянии выплатить кредит, взятый на покупку дома, и после восьми лет проживания был вынужден продать его.


Николас Элиас Пикеной оставил заметный след в групповом портрете - заметном явлении изобразительного искусства Золотого века голландской живописи. 


Рожденный духом революции и протестантской этикой, он приходит на смену единоличному парадному портрету монархов, утверждая дух коллективизма и коллегиальности в принятии решений. 


Здесь важен каждый изображаемый, потому что каждый вносит цену за собственный портрет, лично вручая деньги художнику, подчеркивая индивидуальную значимость. 


После исполнения, картина дарится гильдии, сохраняя лица благотворителей, которыми являлись изображаемые, строящие больницы, содержащие школы и работные дома, далеким потомкам.


Картины Пикеноя практически не выделяются на общем фоне работ его современников. 


Обычно, его работы характеризуют ярко падающий свет, отчего фигуры оказываются резко очерченными, гипертрофированные жесты, большие зеленовато-коричневые тени и необычной формы глаза.   

1 комментарий: