пятница, 26 декабря 2014 г.

"Индиго" Грэм Джойс




Роман опубликован в 1999 году.




Грэм Джойс - один из лучших современных британских романистов. До публикации романа "Индиго", писатель четыре раза удостаивался высшей литературной премии Великобритании в жанре Фентези. И делал это с четырьмя очень разными романами. Такое достижение - чрезвычайно редкое явление на литературном Олимпе.



Роман "Индиго" возник из разговоров с друзьями художниками, с их визуальным способом постижением мира, и стремлением через цвет постичь невидимое или то, что лежит за пределами видимости. Из этого семени, увидеть невидимый цвет индиго, у Джойса возникли метафоры, о которых чуть позже.



Итак, герой "Индиго", Джек Чамберс, бездетный и дважды разведенный британец, прилетает в Чикаго, чтобы исполнить последнюю волю умершего отца, с которым у него были очень сложные, психологически травмирующие отношения. На первый взгляд, распоряжения отца кажутся очень простыми: издать его рукопись большим тиражом, продать две квартиры в Риме и Чикаго, найти некую Натали Шерер, которой завещаны все вырученные с продаж деньги и получить за эту работу значительное вознаграждение. По мере исполнения инструкций, Джек втягивается в дьявольскую игру, об опасности которой он догадывается слишком поздно.



Роман представляет собой тонкое, акцентировано неоднозначное исследование тайн человеческого восприятия. Роман о родителях, детях и семейных отношениях. Роман о развращающем воздействии власти. Но, прежде всего, это история об универсальном поиске трансцендентности для обретения более высокого уровня реальности, скрытой за пределами видимого мира. Той Трансцендентности, которая терзает любую творчески одаренную личность. И, если для художника это желание увидеть невидимый индиго, то для писателя - найти метафору, которая это невидимое сделает зримым.



Ритм повествования основывается, на противопоставлении двух городов: Чикаго и Рима, что позволяет и визуализировать место действия и актуализировать метафоры. Древний, изношенный под бременем времен, рушащийся Рим и дерзкий, являющий себя миру, молодой Чикаго. 



С другой стороны, таким же образом противопоставляются женские образы романа. Сводная сестра Джека, Луиза, представляет Чикаго, автор четко дает понять: то, что вы видите, то и получите. Напротив, Римская любовница Джека похожа на обветшалый, но таинственный Рим, где есть столкновение между видимым и реальным, здешним и запредельным.



Культ Тима, умершего отца Джека, продолжающего властвовать над всеми действующими лицами романа непринужденно и изощренно, наполняет текст какой-то запредельной жутью.



Очень небольшой по объему роман, столь многообещающий в самом начале, в финале вдруг обрывается в ничто. Сюжет теряет свою первоначальную бодрость, а читатель так и не получает сколь нибудь правдоподобных объяснений всего сверхъестественного, что было в романе. Магия сползает в аллегорию, подозрительные схемы получают банальное объяснение, фантастичность прерывается, перерастая в тонкий психологизм. Создается впечатление, что к финалу, автор попросту утратил интерес к своему детищу в тот самый момент, как исчерпались метафоры на заданную тему.



Как всегда, талантливый и оригинальный, но далеко не лучший роман Грэма Джойса.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий