вторник, 28 октября 2014 г.

Малые голландцы: Мейндерт Хоббема



Сохранившиеся сведения о жизни Мейндерта Хоббема крайне скупы и противоречивы. 



Практически, нет ни одного факта биографии художника, о котором можно было бы говорить с полной уверенностью, даже фамилию Хоббема он получил какое-то время спустя после крещения 31 октября 1631 года. 



Его мать умерла, когда Мейндерт был еще ребенком, и он, вместе с братьями и сестрами, был помещен в амстердамский детский приют. 



В 1665 году Хоббема покинул приют, и, вероятно, вскоре вошел в дом известного живописца Якоба ван Рейсдаля, став самым талантливым из его учеников. 



Вероятно, обучение не было долгим. Уже с 1660 года юный художник подписывает картины собственным именем. 



Плодотворный творческий период продлился совсем непродолжительное время. В 1668 году художник женился на поварихе амстердамского бургомистра по фамилии Винк. 



Пользуясь связями, она устроила мужа на службу в таможне на пост проверяющего качество импортных вин. 



С этого времени его творческая деятельность снижается, а затем прекращается вовсе. Художник пережил и жену, и пятерых своих дочерей, умер в полной нищете в 1709 году, и похоронен на кладбище для бедных. 



Примечательно, что отпевали его в той же церкви, в которой отпевали Рембрандта тремя десятилетиями ранее.



Уже в первых работах, несмотря на явное влияние наставника Якоба ван Рейсдаля, ощущается яркая творческая индивидуальность Хоббема. 



Монументальность и эпичность учителя сменяются лиричностью, интимностью, камерностью и очеловеченностью в работах ученика. 



Хоббема любит изображать лесные дороги, опушки леса и знаменитые голландские мельницы. Иногда, на его работах появляются люди и домашние животные. 



Удивляет тот факт, что наполненные драматизмом, величественные пейзажи Якоба ван Рейсдаля совершенно реальны и узнаваемы, в отдельных случаях, даже в наши дни. 



А поэтичным, иногда почти пасторальным пейзажам Хоббема никогда не находили прототипов. Скорее всего, они возникали лишь в воображении художника, но воспринимаются более реальными, теплыми и уютными, чем величественные полотна Рейсдаля.



Такое впечатление складывается благодаря тому, что пейзажи Хоббема наполнены солнечным светом. Он вообще один из немногих пейзажистов того времени, писал залитые солнцем, изменчивые пейзажи, далеко опередив в этом смысле свое время. 



Кроме того, художник использовал в своей работе более светлую и теплую палитру, характерную для живописи, появившейся сто лет спустя.



Самая поразительная его работа "Аллея в Мидделхаринсе", датированная 1681 годом дала мощный импульс к дальнейшей эволюции пейзажной живописи. Мастерски виртуозно совместив панорамный и перспективный виды в одной работе, он указал направление пейзажистам будущего века. 



Эту эстафету подхватили английские художники. Не случайно, именно в музеях Великобритании находится самое большое количество полотен голландского живописца. Именно Хоббема оказал огромное влияние на живопись Томаса Гейнсборо и Джона Констебля. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий