среда, 24 сентября 2014 г.

Японская гравюра укиё-э: Кунитака Тоёхара



Кунитика Тоёхара - ведущий мастер завершающего периода развития укиё-э. Настоящее имя художника - Ясохаси Осима. Талантливый ребенок, в возрасте 13-и лет он стал учеником в ведущей тогда школе в Токио - Утагавы Кунисада. 



Имя Кунитика - производное от первого иероглифа выдающегося учителя. Позднее Тоёхара исполнил несколько портретов Утагавы Кунисада, в том числе и мемориальный, в память об ушедшем учителе.



Будучи знатоком и поклонником театра Кабауки, он часто изображал портреты его ведущих актеров. Кроме того, Тоёхара был известен всему Токио, как любитель женщин и питейных заведений. 



О его похождениях ходили легенды. Так, как поговаривали, что, из-за его разгульного образа жизни, художнику пришлось 83 раза поменять место жительства. 



Неудивительно, что образы красавиц и фривольных сцен заняли в его творчестве значительное место.



Помимо этого,Тоёхара выполнял зарисовки из современной общественной жизни, несколько пейзажей и исторические сцены. 



Художник успешно работал в эпоху Эдо и сумел сохранить классические традиции в эпоху Мэйдзи, не утратив популярности и пользуясь появившимися яркими анилиновыми красителями.



Родился художник 30 июня 1835 года в Киобаши, торговом и ремесленном районе Эдо. Его отец был собственником Сенто, общественной бани. 



Плохой семьянин и незадачливый бизнесмен, он потерял баню еще в детстве Осимы. Мать мальчика была дочерью владельца чайного дома и приняла фамилию отца, когда муж окончательно бросил семью.



О детстве художника сохранились лишь немногочисленные факты. Так, он любил подшучивать над соседями, за что мать получала многочисленные нарекания. 



В возрасте 10-и лет мальчик поступил учеником в магазин пряжи и ниток. Однако, мальчик предпочитал рисование добросовестному обучению галантерейному делу. 



В 11 лет он занялся изготовлением японских абажуров из бумаги на бамбуковом каркасе. 



Когда, наконец, мальчик попал в мастерскую Утагавы Кунисада, тот сразу оценил талант подростка. Уже в 1854 году Тоёхара стал ведущим гравером этой школы и получил имя, с которым и вошел в историю. 



Поначалу, работы Тоёхары были выполнены в подражание учителю или являлись копиями работ Кунисады Утагавы. 



В 1862 году язвительный характер художника привел к настоящей беде. В карикатурном стиле 



Тоёхара изобразил драку в театре, чем разозлил группу студентов, принимавших в ней участие. 



Те, в свою очередь, чуть не сожгли мастерскую, а Тоёхара, на некоторое время, лишился права личной подписи на своих работах, что научило юношу смирению и укрощению характера, когда это необходимо.



Эпоха Мэйдзи с новыми технологиями и появлением фотографии нанесла искусству укиё-э серьезный урон. 



Укорененный в традиционное искусство, Кунитика Тоёхара сумел устоять, взяв на вооружение портретное сходство и построение перспективы по западному образцу. 



Но гравюры уже не могли приносить достаточный доход, и художник принялся за иллюстрации книг и периодических изданий.



Умер художник в собственном доме, в восточном пригороде Эдо, от продолжительного запоя, случившегося после смерти дочери от родов. Могила художника была уничтожена землетрясением в 1923 году.



Комментариев нет:

Отправить комментарий