понедельник, 22 сентября 2014 г.

"Ной"




Ной / Noah
Год: 2014
Страна: США
Режиссер: Даррен Аронофски
В ролях: Рассел Кроу, Дженнифер Коннелли, Рэй Уинстон, Энтони Хопкинс, Эмма Уотсон и др.




В сети можно отыскать множество утверждений, что история ветхозаветного Ноя с самого детства привлекала Даррена Аранофски, что как-то, на заре карьеры, но даже собрался экранизировать эту самую историю, но, быстро осознав собственную беспомощность, отложил работу до лучших времен. Как видно, эти времена наступили. Странное упорство рассказать историю, известную всему человечеству с раннего детства, к тому же, священную для множества религий. Даже самому наивному зрителю понятно, такая история легко превращается в самую настоящую западню.



Впрочем, амбициозности Аранофски не занимать, а со вкусом у режиссера, как видно, непопрвимые проблемы.



Библия рассказывает историю Ноя довольно скупо. Этому пятисотлетнему праведнику Господь велел построить ковчег, в котором спасутся он, его семья, и все живое от праведного гнева Господня в виде всемирного потопа. Ной принялся за дело, строил он ковчег 100 лет, попутно призывая людей одуматься, покаяться и помочь ему в трудах праведных. Но окружающие лишь насмехались над Ноем, не веря в кару Господа и продолжая жить своими заботами. 



Помощь Ною оказывала лишь семья: три сына, все женатые(!), да жена. Когда же пришел потоп, жившие по соседству люди попросту не не успели добраться до ковчега. История вполне в духе человечества, но скучная в своей обыденности; а потому Аранофски решил по-своему ее интерпретировать. Теперь каждому зрителю предстоит решать самостоятельно, как эту интерпретацию  воспринимать. То ли недоуменно пожать плечами, то ли оскорбиться, а может и усмехнуться и съехидничать.



Но, как бы тот или иной зритель не воспринимал саму историю, эпический размах картины поразит всех, заставляя признать художественную ценность отдельных сцен и эпизодов. В потрясающую по проработке компьютерную графику органически вписываются почти инопланетные безжизненные ландшафты Исландии, да и сам Ковчег был действительно построен на съемочной площадке в том самом виде, в котором предстал в фильме.
Оскароносный актерский состав отыграл свои роли на соответствующем им уровне. Неистового Рассела Кроу и надрывную Дженнифер Коннелли чудесно оттеняет лукаво "тихий" Энтони Хопкинс. Антогонист Ноя, царь Каиновых потомков, в исполнении Рэя Уинстона просто великолепен. Совсем неплохо отработали молодые актеры. Но какими-то новыми вехами эти работы не станут ни для одного из актеров. 



Картина получилась уж слишком противоречивой. Невообразимый размах, поистине библейский, напряженный триллер, местами переходящий в саспенс, сменяется в странной психологической драмой. Запихнув столь несочетаемые жанры в одну картину, режиссер сделал ее очень зыбкой, неустойчивой, а если прибавить к этому множество весьма спорных моментов, остается только удивляться ее цельности.



Он одновременно заставляет и сопереживать и сомневаться, и восхищаться и ухмыляться. Одним словом, фильм - столь же противоречивый и амбициозный, как сам режиссер. 



Самые большие вопросы вызывает работа художников по костюмам. слишком невнятная, чего не скажешь о музыкальном сопровождении, громоподобном, тревожном размашистом. И еще, очень непонятно, для чего из праведника делать одержимого маньяка в последней трети фильма? 
Одно можно сказать с уверенностью: ортодоксальным истовым христианам это фильм лучше не смотреть .

Комментариев нет:

Отправить комментарий