четверг, 8 мая 2014 г.

Малые голландцы: Якоб ван Рёйсдал



Точная дата рождения Якоба ван Рёйсдаля неизвестна. 



В обнаруженном в архивах документе за 1661 художник обозначил свой возраст на тот момент - 32 года. 



Сохранились лишь обрывочные сведения о его жизни, большинство из которых удалось установить в двадцатом веке, путем кропотливых изысканий. 




Доподлинно известно, что родился Якоб в семье художников и ремесленников. 



И если его отец, Исаак, был довольно посредственным художником и зарабатывал на жизнь изготовлением рам, то брат отца, Соломон ван Рейсдал, наоборот, был широко известным, в свое время, живописцем. 



Первые уроки живописи Якоб получил у отца и у дяди.



Но уже с самого начала было ясно, что мальчик значительно превосходит талантом не только отца, но и дядю. 



Первая датированная работа восемнадцатилетнего Якоба поражает своей зрелостью и смысловой емкостью. 



В 1648 году Якоб ван Рёйсдал стал членом гильдии Святого Луки в Харлеме. 



Хорошо знавший, что такое нужда отец художника с детства обучал сына латыни, что позволило Якобу отучиться в университете города Кан в Нормандии, стать врачом и проводить хирургические операции. 



Якоб ван Рёйсдаль - единственный среди известных голландских живописцев, кто получил университетское образование. 



Обладание обширными знаниями, привычкой к анализу, художник еще более тщательно изучал окружающую природу, что не могло не сказаться на его полотнах. 



В бытность свою в Харлеме, Якоб изображал его окрестности, выполняя работы в реалистической манере, с огромным вниманием к деталям. 



В этот период художник писал преимущественно на доске и гораздо позже перешел на холст, что значительно обогатило его технику. 



Где-то в промежутке 1650 - 1655 годов художник предпринял путешествие по Германии. 



Изучая природные ландшафты, своей родной земли, сравнивая их с природой Германии, разглядывая работы голландцев, побывавших в скандинавских странах, Якоб ван Рёйсдал все глубже постигал законы природы, ее мощь и величие. 



После путешествия по Германии художник перебрался в Амстердам. 



Работал он не на заказ, а для свободной продажи, поэтому определить сегодня уровень дохода Якоба ван Рёйсдаля практически невозможно. 



Судя по тому, что где-то в 1670 году он переехал в самый центр Амстердама и снимал квартиру над лавкой, торгующей живописью, дела обстояли довольно неплохо. 



Умер художник в начале 1862 года в Амстердаме. 



Позднее, в марте месяце, его прах перенесли Харлем, где он и упокоился.
Якоб ван Рёйсдаль - самый значительный пейзажист периода расцвета голландской живописи, чье влияние на всю европейскую культуру невозможно переоценить. 



В лучших своих произведениях он достигает всеобъемлющих философских глубин. 



Гёте посвятил ему небольшое исследование, назвав истинным поэтом. 



Александр Бенуа сравнивал его живопись с фресками Микеланджело в Сикстинской капелле по силе эмоционального воздействия и космической глубине. 




Ван Гог изучал творчество Якоба ван Рёйсдаля самым внимательнейшим образом. 



Он часто копировал работы мастера и не переставал восхищаться величием и простотой пейзажей великого мастера.



Начинал художник с поэтического изображения окрестностей Харлема, узнаваемых и родных. 



После путешествия по Германии его полотна становятся более монументальными, выполненными в холодной гамме с резкими контрастами светотени. 



Постепенно художник возвращается к пейзажам Голландии, но, время от времени, вдохновляясь скандинавскими видами, пишет вымышленные водопады или горы. 



В амстердамский период Якоб ван Рёйсдаль обращается к городскому и сельскому пейзажу, сего размеренной самостоятельной жизнью и трогательной поэзией. 



Создает мистически-таинственные лесные чащи или заросшие пруды.



Или открытые, исполненные восторга от обилия пространства и света, марины. 



В последний период жизни художника полотна становятся все более драматичными, поражающими мрачной неприступностью и величием. 



Но в любой период творчества художник, как никто иной, мастерски передает изменчивость и динамизм световоздушной среды. 



Огромное внимание уделяет деталям и поверхностям, делая их осязаемыми. 



Тщательно работает над композиционным решением, доводя его до совершенства. 



К сожалению, яркие жизнерадостные оттенки насыщенного зеленого цвета со временем потемнели, но даже сейчас эти полотна восхищают и завораживают.



Комментариев нет:

Отправить комментарий