четверг, 3 апреля 2014 г.

"Воровка книг"




Воровка книг / The Book Thief
Год: 2013
Страна: США, Германия
Режиссер: Брайан Персивал
В ролях: Софи Нелисс, Джеффри Раш, Эмили Уотсон, Бен Шнетцерн и др.





          "Пой, гармоника, вьюге назло..."

Австралийский писатель с немецкими корнями Маркус Зузак, по рассказам своих родителей, выросших в фашистской Германии, написал удивительную книгу о войне. Книгу, о детях и для детей. Книгу, рассказчиком в которой выступает смерть. 


Роман Зузака имеет очень сложную, калейдоскопическую структуру. Из осколков текста складывается очень подлинная и удивительно цельная трагическая история рядовых порядочных немецких семей в тоталитарном фашистском государстве.


Переложить роман в киносценарий практически невозможно. Уж больно велика в нем роль слова. И случайные слова в нем отсутствуют вовсе. Сценарий, составив монолитную и линейную историю, растерял все достоинства романа, превратив его в малодостоверную, но трогательную историю, в финале и вовсе пощадив чувства зрителей.



Фашистская Германия 1939 года. Мать девятилетней Лизель Мемингер и ее младшего брата власти вынудили отказаться от детей, потому что ее муж коммунист. Она везет их в приемную семью. Мальчик умирает в дороге. Лизель, на его скромных похоронах, ворует свою первую книгу. Девочка не умеет читать, но книга навсегда связала ее с умершим братом.


Приемная семья Ганса и Розы Хуберман совсем не богата и своеобразна. Но приемные родители - люди порядочные, все в их душах противится фашистской идеологии. Они приютили и отогрели не только Лизель. Они прячут в подвале своего дома еврея - настоящий подвиг в то время.


Режиссер Брайан Персивал, получив в руки откровенно слабый сценарий, сделал даже больше возможного. Недостаточность драматизма в сценарии компенсируется нарочитой театральностью. Эта театральность очень уместна в "Абатстве Даунтон", над которым успешно работал Персивал, но в "Воровке книг" она играет с фильмом дурную шутку. Красивая, технически безупречная картинка делает историю недостоверной, местами карнавальной. Об эмоциональном потрясении, которое вызывает роман, речи и вовсе не идет.


Спасает ситуацию великолепный актерский ансамбль. Монументальный Джеффри Раш скупыми мазками, на полутонах лепит свою роль, спасая игрой на гармонике самые важные эпизоды, так плохо выписанные в сценарии. Непривычная для роли сварливой, но доброй мачехи Эмили Уотсон создает противоречивый, но правдиво-точный образ. Невероятно органичная в каждой сцене Софи Нелисс трогает своей работой буквально до слез.


Но фильм это не спасает. Отсутствие динамики, затянутость многих сцен, при том, что в романе достаточно событий и персонажей, не вошедших в канву фильма, делает его неинтересным для подростков, на чье внимание фильм претендовал, и чьи чувства щадил до такой степени, что история практически утратила напряжение. Это тот самый случай, когда после просмотра фильма, стоит прочесть первоисточник.


Впрочем, благодаря безупречному визуальному ряду и отличной игре актеров, киноленту нельзя назвать совсем уж посредственной, но так хотелось бы большего.


Комментариев нет:

Отправить комментарий