вторник, 22 апреля 2014 г.

Малые голландцы: Ян ван Хейсум




Ян ван Хейсум родился в Амстердаме в 1682 году и прожил в этом городе всю свою жизнь, вплоть до самой смерти в 1749 году. 



Несмотря на оглушительную популярность, сведений о жизни художника сохранилось совсем немного, и они довольно отрывочны. 



Его отец, Юстас ван Хейсум, специализировался на натюрмортах и всех своих сыновей обучал ремеслу живописи. 




Широкую известность и славу получил лишь Ян, сумевший в короткий срок стать ведущим мастером в жанре натюрморта, специализируясь в основном на изображении цветов и плодов. 



Ян ван Хейсум не основал никакой школы, наоборот, он тщательно скрывал открытые им живописные приемы. 



Всю жизнь боялся, что его манере начнут подрожать и это снизит высокую стоимость его работ, позволить которую могли себе лишь члены королевских семей Европы и очень состоятельные семейства. 



Он открыл и применил ряд новых пигментов полупрозрачных и прозрачных, делавших его живопись почти совершенной в своей естественности. 



Его скрытность, возможно, связана с очень подвижной психикой, на грани нормы, что особенно проявилось в связи с образом жизни сына художника, который доводил отца до грани безумия.



Ян ван Хейсум работал чрезвычайно тщательно. 



Он специально выезжал в Харлем, который тогда являлся центром садоводства, подолгу делал зарисовки и эскизы. 



Приступая к работе над натюрмортом, тщательно обдумывал композиционное решение, выполнял предварительные зарисовки. 



Будучи невероятным перфекционистом, работал над каждой картиной продолжительное время, годами, нарушая все договоренности с заказчиками. 



Известен случай, когда такая работа задержалась на год из-за того, что художник не мог получить живую желтую розу нужного оттенка от флориста, которая была необходима для его композиции.



В самом начале творческого пути Хейсум выполнял натюрморты на традиционно темном фоне, что сразу же выделяло цветочную композицию, делало ее более объемной. 



Позже, фон на его полотнах посветлел, что значительно усложняло работу, заставляя тщательно прописывать светотеневые нюансы, точнее работать цветом. 



Но, самое главное, это стало революцией в жанре натюрморта, который с тех пор развивался именно в этом направлении. 



Очень часто, вместе с цветами и плодами, художник изображал насекомых птиц и даже птичьи гнезда. 



При всей доскональной тщательности исполнения, работы Хейсума отличаются невероятной эмоциональной живостью, они наполнены радостным солнечным светом и своим декоративным буйством соперничают с великолепием живой природы. 



Живые капли росы бриллиантами сверкают на лепестках цветов, которые, кажется, трепещут под легким дуновение воздуха. 



Объемная фактура плодов манит насекомых и трудно поверить, что они не настоящие. 



Такой утонченный вкус, такое чувство цвета заставило говорить о Хайсуме, как о Рафаэле цветов.



Комментариев нет:

Отправить комментарий