четверг, 17 апреля 2014 г.

"Ветер крепчает"




Ветер крепчает / Caze tachinu
Год: 2013
Страна: Япония
Режиссер: Хаяо Миядзаки




                                  Жить надо легче, жить надо проще, 
                                                   Все принимая, что есть на свете.
                                                   Вот почему, обалдев, над рощей
                                                   Свищет ветер, серебряный ветер.
                                                                                 Сергей Есенин



Хаяо Миядзаки, титан японской анимации, один из последних мастеров запредельной величины в рисованной мультипликации, так и не перешедший на компьютерные технологии, решил уйти на покой. Хочется верить, что это не так. Но его прощальный анимационный фильм "Ветер крепчает" убеждает в правдивости маэстро Миядзаки и по посылу, и самой историей. Противоречиво неоднозначной, пронзительной и трогательной одновременно.



Поразительно, но фильм вызвал недовольство по обе стороны Тихого океана. Японцы обвинили своего гения в антияпонскости, а американцы, напротив, сочли историю отвратительной и позорной, прослвляющей японский милитаризм. Грустно. Великий художник Миядзаки ведет разговор, на сей раз, со взрослой аудиторией. Разговор искренний и честный, затрагивая болезненные темы, теребя незажившие раны и не его вина, что не все готовы в этом разговоре участвовать.




Хаяо Миядзаки предлагает нам художественно переработанную и дополненную лирической линией биографию авиаконструктора, создавшего лучший истребитель накануне Второй мировой войны. По своим характеристикам он превосходил и американские и немецкие образцы. Смертоносная армада из этих самолетов показала себя и в Китае в 1940 году и на американском Пёрл-Харборе.




Отец Хаяо Миядзаки был директором завода, изготавливавшего запчасти к тому самому истребителю. Сам маэстро всегда подчеркивал, что является фанатом авиации. Во всех его лентах тема полета присутствует зримо или незримо. Он всегда мечтал создать фильм об авиации. И вот, наконец,  эта мечта воплатилась.



Мальчик Дзиро Хорикоси, бредит авиацией настолько, что даже во сне к нему приходит создатель первого итальянского самолета Джованни Капрони. Конечно, он хотел бы стать пилотом, но плохое зрение не позволит осуществить эту мечту. Дзиро станет самым известным в Японии авиаконструктором.



Великолепный сценарий, в котором переплелись и настоящая история жизни Хорикоси, и книжная история любви к умирающей от туберкулеза красавице Наоко (кстати, мать самого маэстро Миядзаки страдала то этой болезни), и переплетения с "Волшебной горой" Томаса Манна, и отсыл к самой известной истории Ремарка, и огромное множество культурных намеков и визуальных ловушек. Особенно согрело душу прощание с Российским зрителем через мелькнувший на экране среднерусский пейзаж.




О качестве рисунка можно говорить бесконечно долго, но так и не выразить тот восторг, который испытываешь от его созерцания. Все та же любовь к деталям, все тот же живой натурализм при буйстве красок с безупречным сочетанием цветов, все то же обилие воздуха и практически осязаемый ветер.



Отличная работа звукооператора дополняет визуальный ряд, делая его еще более достоверным. Чудная музыка верного сподвижника Хисаиси. И вот, перед зрителем очередной шедевр, честный, неспешный, созерцательный и исповедально-искренний и невыразимо трогательный.



Разговор гения со своими зрителями, прощальный разговор. И если кому-то из зрителей такая беседа пришлась не по душе - это, скорее, проблема этих конкретных зрителей, вернее, проблема роста, духовного и личностного.



Комментариев нет:

Отправить комментарий