вторник, 11 марта 2014 г.

Малые голландцы: Питер де Хох




Питер де Хох родился в семье каменщика и акушерки в 1629 году в Роттердаме и был старшим ребенком в семье. 



Сохранились самые скудные сведения о жизни художника. Достоверно известно, что живописи он учился уже в Харлеме, у пейзажиста Николаса Берхема. 



Начиная с 1650 -го года работал камердинером у мецената, собирателя картин и торговца тканями Юстаса де ла Гранжа. 



Вместе с ним художник объездил Гаагу, Лейден, Амстердам, и, в конце концов, посетил Дельфт, где задержались на длительное время. 




Именно в Дельфте Питер де Хох женился в 1654 году на Яннетье  ван дер Бюрх, дочери фаянсовой мастерской, которая в последствии родила ему семерых детей. 



В Дельфте он вступил в гильдию живописцев Святого Луки, что давало право называть живопись основной профессией. При этом, Юстас де ла Гранж продолжал поддерживать своего бывшего слугу.



Еще Харлеме, во времена ученичества, Питер де Хох искал свою тему и приемы в живописи. Пейзаж его не привлекал и де Хем занялся жанровой живописью, изображая в основном солдат на отдыхе. 



Забавные и нестандартные ситуации, возникающие в тавернах, за игрой в карты, на гауптвахте и т. д. 



Но даже в этих картинах видна заинтересованность художника в изображении освещения (в основном боковое из окна) и внутренняя организация пространства в интерьерных сценах.



В Дельфте эта заинтересованность раскрывается в полную силу и достигает своего наивысшего расцвета, так что художника часто сравнивают с Вермеером, который был младше де Хема на три года и первые шаги в живописи они начинали практически одновременно.



Годы жизни в Дельфте (1654 - 1662) - стали периодом творческого расцвета художника. Их влияние и мастерство чувствовались вплоть до 1670 года. 



Здесь художник окончательно отходит от веселых жанровых тем начального периода своего творчества и обращается к тихому бюргерскому быту в типичных интерьерах среднего класса.



В опрятных, хорошо обставленных комнатах или уютных двориках его главные персонажи, женщины и дети, совершают неспешные, полные внутреннего достоинства, действия.



Но главный интерес художника сосредоточен отнюдь не на психологической проработке образов, не на тщательном изображении мельчайших деталей, его главный интерес - организация пространства,наполненного светом и воздухом, и его взаимодействие с изображаемыми фигурами. 



Объем, форма и колорит создают своеобразный пластический ритм картинам Питера де Хоха, основанием которого является человеческая фигура. 



Часто художник словно противопоставляет внешнее пространство замкнутой перспективе многочисленных комнат или изображает сразу несколько линейных планов, уходящих в глубину.



Точных сведений, определяющих причину, по которой художник решил переехать в Амстердам, не сохранилось. 



Скорее всего, так сложились обстоятельства, Юстас де ла Гранж уехал в Америку и де Хох отправился в столицу в поисках новых заказчиков и покровителей. 



На первых порах стиль и манера художника оставались прежними. Он продолжает изображать тишину и церемониальность бюргерского быта, неброскую красоту интерьеров. 



Изменения начинают происходить после смерти жены в 1667 году, которая стала серьезным ударом для психического здоровья художника. 



Реализм и четкость, достигаемые тщательностью исполнения, постепенно снижается, сдержанность уступает раскованности, простые формы усложняется, появляются черты маньеризма. 



Все больше проявляется стремление к внешней эффектности картин. В итоге, поздние работы Питера де Хоха долгое время приписывали другим художникам. 



Такая ситуация связана еще и со все более ухудшающимся душевным состоянием художника, встретившим свою смерть в сумасшедшем доме в 1684 году.



Комментариев нет:

Отправить комментарий