четверг, 27 февраля 2014 г.

"Роботы апокалипсиса" Дэниел Уилсон




Роман опубликован 2011 году.




В скором времени, совершенно незаметно для человеческой цивилизации, все технологические достижения обратятся против нас. Мощнейший искусственный интеллект Архос, принявший облик застенчивого мальчика с нежным детским голосом, берет на себя управление над глобальной сетью, управляющей всем, от транспорта и инженерных коммуникаций, до обороны и связи. 



Все начинается постепенно, с нескольких разрозненных случаев, выглядящих случайностью, выхода роботов из-под контроля. Человечество не подозревает о зреющем восстании машин, пока не станет слишком поздно. Когда настанет час Зеро, час Ноль, большинство человечества будет с легкостью уничтожено.




Повествование начинается с последних часов войны, с победы людей отряда Кормака Уоллеса, который находит черный ящик войны, где записаны все события, произошедшие за эти годы. Последовательно извлекая из ящика отдельные истории человеческого мужества, Кормак записывает для человечества хронику этих трагических событий через отдельные судьбы людей и машин.



Исходя из краткого изложения, сюжет приглашает в увлекательное приключение в пугающую постапоклиптическую драму. Но этого, к сожалению, не произошло.



Структура романа невольно наталкивает на аналогии с "Войной миров Z" Брукса. Но если Брукс собирает многочисленные интервью выживших, то Уилсон ограничивается семью или восемью историй, значительно сужая масштаб происходящего. Некоторые битвы описываются довольно детально, другие - сведены до нескольких строк, включая решающее противостояние в самом финале.



Самые яркие и удавшиеся зарисовки связаны с многочисленными разновидностями роботов, что не удивительно, учитывая докторскую степень автора по робототехнике.



Слишком много логических нестыковок. Например, непонятно, как распространяется информация между разрозненными группами сопротивления на начальном этапе. Наметив предпосылки большого террора машин против людей в виде трудовых лагерей, автор явно не понимает, что с ним делать и быстро сворачивает эту исключительно перспективную тему. 



Очень слабая психологическая проработка героев, которые, в результате, сами напоминают роботов. Так и осталось неизвестным, какова природа разумности андроидов, ставших живыми в конце книги? Это не говоря уже о неподъемном пласте философских, метафизических и духовных последствий произошедшего, решать которые предоставляется каждому читателю самостоятельно.



Небывалую популярность столь сырого романа можно объяснить лишь одним, заявлением Стивена Спилберга о приобретении прав на его экранизацию, которое он сделал еще в самом начале работы над произведением. Роман явно написан под сценарий блокбастера, даже финал рассчитан на возможное продолжение.




К слову, проработав над подготовкой проекта больше года, укрепив его маститыми сценаристами, Спилберг свернул проект на неопределенное время, вернувшись к началу. Слабый литературный источник дает о себе знать, как видно. 


  

Комментариев нет:

Отправить комментарий