среда, 26 февраля 2014 г.

Малые голландцы: Абрахам ван Бейерен




Сохранились лишь отрывочные факты о жизни художника. Родился между 1620 и 1621 годами в Гааге. Учился у Питера Пюттера, своего шурина. Постоянно испытывал нужду и, скрываясь от кредиторов, переезжал из города в город. 



Абрахам ван Бейерен работал, после обучения в Гааге, в Лейдене, Затем вернулся в Гаагу, основав там гильдию живописцев, затем в Дельфте, вступив в местную гильдию. 



Какое-то время пришлось пожить и в Лейдене, и в Амстердаме, и в Алькмаре, а, с 1678 года - в Оверсхи. Каждый из городов оказал свое влияние на творчество художника. 




Это не случайно, при всем жанровом разнообразии голландской живописи того времени, сложилась определенная специализация, причем географически детерминированная. Так, например, в Гааге преобладал рыбный натюрморт, в Утрехте -цветочный, 
Лейден, известный всей Европе университетом и передовой научной школой, в изобразительном искусстве прославился натюрмортами "vanitas" ("суета сует"). Еще были Харлем со своими великолепными "завтраками" и Ротердам с неповторимым изображением кухонной утвари в интерьере.



Учитель Бейерена Питер Пюттер, уроженец Гааги, был неплохим мастером рыбного натюрморта. От него в наследии Бейерена появились натюрморты этого типа, гаагские натюрморты. 



В 1640 году он стал членом гильдии живописцев этого города, а уже с 1657 года начались его странствия по всей Голландии. И в каждом новом городе художник осваивал новый тип натюрморта.



Поразительны его рыбные натюрморты и с точки зрения композиции живописным решением. Богатый улов он мог расположить прямо на берегу, или на столе, время от времени изображая подвешенных на крюки рыб, тем самым, добавляя, кроме горизонтального, еще и вертикальное композиционное решение. 



Будучи отличным пейзажистом, Бейерен нередко на заднем плане изображал море, что вносило яркое разнообразие в его полотна.



Если рыба изображалась в замкнутом помещении, к влажно серебристому или золотистому блеску чешуи добавлялся солнечно теплый блеск медной посуди или глазированной керамики. Натюрморт усилен цветовыми акцентами разрезанной рыбы или красными омарами.



Техника письма смелая, мазок широкий с яркими бликами, почти импрессионистическая.



Бейерен не обошел стороной и "ученый" натюрморт "ванитас". характерными атрибутами которого являлись книги, черепа, часы, свечи и тому подобные предметы, подчеркивающие бренность бытия.




Большую дань он отдал всевозможным "десертам", отличающимися поразительным умением передать сочность фруктов, богатство роскошной посуды, начиная фарфором и стеклом и заканчивая серебром и перламутром раковины, утонченным изяществом налитого в бокалы вина. 



Драпировки смятые скатерти, салфетки выполненные живым мазком восхищают и завораживают.



Великолепны и цветочные композиции мастера, подчеркивающие своей хрупкой красотой не только собственную недолговечность, но и скоротечность человеческой жизни.



Новаторская техника художника в купе с нехарактерным освещением не пришлась по душе современникам, художник умер в нищете в 1690 году, а в дальнейшем и вовсе был забыт. Слава к художнику пришла лишь в 19 веке.


Комментариев нет:

Отправить комментарий