вторник, 14 января 2014 г.

Малые голландцы: Габриэль Метсю




Один из самых ярких художников, создавших подлинные шедевры жанровой живописи, прожил слишком короткую жизнь, всего 38 лет. 



Сохранилось крайне мало сведений о его жизни. Его отец - художник Жак Метсю - переехал с семьей в Лейден. Скорее всего, именно в этом городе и родился Габриэль Метсю в январе 1629 года. 



Обучение, предположительно, проходил у Г. Доу. Первые самостоятельные шаги в творчестве тоже проходили в Лейдене, где он стал одним из основателей лейденской гильдии живописцев в 1648 году.



Точно установлено, что в Лейдене он прожил до 1654 года. Следующее документальное свидетельство появилось в 1657 году уже в Амстердаме. В лейденский период в его полотнах заметно влияние Яна Стена. 




С переездом в Амстердам, Метсю вплотную соприкоснулся с творчеством мастеров дельфтской школы и работами Г. Терборха. 



Последние десять лет жизни художника оказались самыми плодотворными и творчески состоятельными.



Полотна Габриэля Метсю отличает не только совершенное мастерство, но и непосредственность, и эмоциональная достоверность. Основная тематика работ, прославившая художника, - будничная жизнь в бюргерской среде, сытая и спокойная жизнь времен расцвета Республики, не лишенная обаяния, поэзии и красоты.



Картины художника - это почти всегда интереснейший рассказ об обычных в повседневной жизни событиях, раскрывающий перед зрителем бытописательный портрет голландской жизни 17 века. 



Персонажи, изображаемые Метсю, находятся в оживленном взаимодействии друг с другом. 



Такая органичная естественность достигалась не столько многочисленными эскизами и подготовительными рисунками, сколько при помощи специальных кукол-моделей, которых использовал художник для построения выверенной композиции и передачи естественности движения.



 Описание повседневности у Метсю носит миросозерцательный, спокойный и лиричный характер. 



Несмотря на недостаток динамики и юмора, его полотна выглядят очень уютно, полнокровно раскрывая глубину эмоциональных переживаний персонажей, достигая порой величайшего психологизма и этической высоты.



Его персонажи высвечиваются из легкого сумрака голландского дома, в котором по-особенному мерцают их атласные одеяния, как правило, благородных глубоких локальных цветов: желтого, красного, синего, безукоризненного черного, наряду с белыми сорочками и воротниками. 



Блеск тщательно выписанной, сверкающей золотом и серебром посуды, коричневатые тона домашней утвари умело придают картине изысканность и великолепие, делая ее невероятно живой и материальной.


В последние годы жизни художник достигает подлинной свободы, все более смело передавая рассеянный дневной свет, что делает колорит полотен более светлым и выразительным.



Не следует забывать, тот факт, что для голландца 17 века эти произведения были не просто бытовыми зарисовками, какими мы воспринимаем их в веке двадцать первом.



Помимо того, любая картина несла символическую смысловую нагрузку и в изображении определенных предметов, и в использовании заданных цветов, неся в себе дидактическое научение или предостережение. 



Владея этой системой символов, современный зритель с удовольствие м подолгу может созерцать полотна голландских мастеров, не просто рассматривая, но "читая" их.



Похоронен Габриэль Мастю 24 октября 1667 года в Амстердаме. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий