вторник, 3 декабря 2013 г.

Малые голландцы: Ян ван Гойен




Ян ван Гойен родился 13 января 1596 года в Лейдене в семье сапожника. Тяга к рисованию и природные способности обнаружились очень рано, что позволило начать обучение в возрасте десяти лет.



Учителя менялись довольно часто, первыми среди них были лейденские художники Сваненбург и Схильперорт, которые дали мальчику первоначальные знания и навыки.



 Затем будущего художника отправили учиться росписи по стеклу, но подросток стремился к масляной живописи и демонстрировал огромные способности. Отец отправил Яна в Горн на обучение к Виллему Герретцену, где в течение двух лет юноша учился старательно и прилежно.



По истечению обучения юный художник возвращается в Лейден и открывает свою мастерскую.




В 1615 году Ян отправился в большое путешествие по Франции. Дела отца тем временем укрепились настолько, что он решил продолжит образование сына и вместе с ним отправился в Харлем к прославленному пейзажисту Эсайасу ван де Вельде, за год обучения у которого достиг большого мастерства. 



Ян женился и 1618 году вернулся в Лейден. Примерно 1629 году произошло его знакомство с высочайшим мастером Яном Проселлисом, оказавшем на начинающего художника огромное влияние.



В 1634 году художник переехал Гаагу, откуда совершает многократные путешествия по Бельгии и Голландии.



Вокруг его мастерской концентрируются молодые художники с новаторскими идеями и демократическими взглядами, составляющие противовес аристократическому искусству.



Он много работает, что приносит свои плоды. Ян ван Гойен получает заказы как от города, так и от двора принца Оранского - большую панораму Гааги. 



Несмотря на приличный гонорар от этих заказов, назвать ван Гойена состоятельным человеком было нельзя. Пейзаж в то время - самый низкооплачиваемый жанр, и, чтобы как-то сводить концы с концами, художник вынужден заниматься побочной коммерческой деятельностью. 




Судите сами, луковица тюльпана в то время стоила 60 гульденов, пейзаж мастера - в десять раз дешевле. Вот и торговал художник луковицами тюльпанов, домами и чужими картинами. 



Коммерческими способностями он не обладал и вся эта деятельность носила сумбурный характер, не принося больших денег и благополучия, оставив после смерти огромные долги. Кредиторы описали имущество и живописные шедевры оценили в среднем в 40 гульденов каждый.



Известность и слава тоже не сделали художника богатым, а в последние годы он в полной мере познал, что такое нужда.



Вклад Яна ван Гойена в искусство трудно переоценить. Он был одним из основоположников и ярчайшим представителем тонального пейзажа, его полотна наполнены буквально осязаемым воздухом Голландии - влажным, пахнущем морем.



Почти забытая после смерти, его слава была восстановлена импрессионистами, чрезвычайно ценившими пейзажи великого голландца. Умер художник 27 апреля 1656 года.



Для жанровых пейзажей Гойена была характерна диагональная композиция, грамотное чередование пластов света и тени, тональное решение пейзажа. 


Он, за двести лет до импрессионистов, упорно стремиться к изображению солнечного света, что в тональной живописи практически невозможно, потому что и тени и свет пишутся холодными тонами. Для передачи же солнечного света необходим контраст холодных теней и теплых светов. Но эта революция в живописи наступит еще не скоро.



Ян ван Гойен великолепно рассчитывал линейную, воздушную и цветовую перспективу, используя минимальное количество цветов и бесконечное количество оттенков одного цвета.




В цветовой гамме художника преобладают коричневато-серые тона. К концу жизни палитра становилась все более светлой и разнообразной. 



В пейзажах мастер не ведал предпочтений. Он с одинаковой любовью и мастерством писал морские пейзажи, городские  и сельские виды, многочисленные каналы родной Голландии, оставив после себя обширнейшее наследство.



Комментариев нет:

Отправить комментарий