вторник, 17 декабря 2013 г.

Малые голландцы: Альберт Кейп



Альберт Якобс Кейп был крещен 20 октября 1620 года в городе Дордрехте. Является одним из ведущих пейзажистов Золотого Века голландской живописи. Родившись в семье художника, он единственный в семье достиг широчайшей известности.



 Учился у отца - Якоба Герритса Кейпа, довольно известного в свое время портретиста, - и даже писал пейзажные фоны на выполненных им портретах. Дядя художника Бенджамин Кейп и дед Геррит Кейп тоже были художниками витражистами.



Биографических сведений о жизни Альберта Кейпа почти не сохранилось. Принято считать, что период творческой активности ограничивается всего двумя десятилетиями между 1639 и 1660 годами.



Человеком он был состоятельным, после смерти отца и матери получил внушительное наследство. Был активным общественным и религиозным деятелем, занимал важные посты в гражданской и церковной иерархии и пользовался большим уважением у горожан.



В 1658 году художник женился на вдове с хорошими связями и тремя детьми, которая в следующем году родила ему единственного ребенка, дочь.



 Жена была крайне религиозна и именно с ее влиянием связывают отход художника от живописи и активное участие в жизни кальвинисткой общины города, сделавшей его там старшиной, а затем и деканом.




Альберт Кейп писал и портреты, и жанровые, и исторические картины, но прославили его пейзажи, в которых талант художника раскрылся в полной мере. Творческую эволюцию художника можно разделить на три периода.



В первом он пережил явное влияние ван Гойена. Кейп перенял у него желто-золотистые и светло-коричневые тона и технику прерывистого мазка, предтечи импрессионизма, когда используются короткие мазки различных цветов без гладкого перехода, так, чтобы краски не смешивались.



Следующий этап прошел под влиянием Яна Бота, только вернувшегося из Италии. Стиль Кейпа с этого времени изменился кардинально. Прежде всего это связано с экспериментами в области света.





 Теперь источник зрения располагается не под прямым углом по отношению к линии горизонта, а смещается по диагонали, что придавало картине дополнительную глубину и яркость за счет игры света и тени. Так возникли чудесные и мягкие многочисленные закаты и рассветы художника, пользовавшиеся большой популярностью.



Третий период характеризуется увлечением фигурой и влиянием отца. Этот период был самым длительным и продуктивным. Так, на переднем плане виртуозных пейзажей стали появляться тщательно проработанные фигуры людей и животных. 



Его полотна наполнены воздухом, виртуозно передают мягкий свет солнечного утра, пробивающийся через дымку в или полуденный зной золотисто-янтарного цвета, или розоватый, чуть подернутый влагой закат. 



Солнечный свет словно играет на различных поверхностях и фактурах, окружая материальные предметы особенным сиянием, словно ласкает их. Не даром художника считают предшественником Вермеера в изображении света.



Кейп любил писать море и воду с игрой солнечных бликов на ее поверхности. ему замечательно удавалось лунное освещение и ночные пейзажи. Как правило, пейзажи выполнялись с нижней точки зрения, для большего охвата.



Возможно, его учеником был Абрахам Карлат, который так сумел перенять манеру учителя, что многие его работы приписывали самому Кейпу. Этому же способствовало отсутствие хронологии и одинаковые инициалы учителя и ученика.



Последний год Кейп прожил в доме мужа своей дочери - владельца пивоваренного завода. Умер 15 ноября 1691 года и похоронен в родном городе. где провел всю свою жизнь.



Комментариев нет:

Отправить комментарий