вторник, 8 октября 2013 г.

Малые голландцы: Питер Клас



Так сложилось, что основные школы изобразительного искусства в Голландии 17 века формировались вокруг больших городов. 



Среди них Гарлему принадлежит особая роль. Здесь образовался и утвердился новый жанр - натюрморт, постепенно выделившись из празднично накрытого стола для различных гильдий и гвардейцев, которые заказывали свои групповые портреты, зачастую выполнявшиеся за банкетом, что придавало портретам естественность и непринужденность.



Поначалу гарлемский натюрморт так и назвали - "банкет". Всем известный термин - "натюрморт" получает широкое распространение где-то около 1650 года.




Питер Клас стал одним из основоположников нового жанра, принесшим ему не только самостоятельность, но и широчайшее распространение. Он был одним из тех, кто заложил незыблемые изобразительные законы в этом жанре, соблюдаемые и в наши дни.



Художник был родом из небольшого городка Бургштейнфурта в Вестфалии. О его детстве сведений не сохранилось, о ранних годах юности тоже известно немного. Первые работы относятся примерно к 1620 - 1621 годам.



 В них ощутимы и неуверенность и подражание признанным мастерам того времени. Композиция строится в торжественно искусственном стиле, но предметы еще разрозненны, не связаны между собой. 



Но даже в них заметно смещение композиции от центра к углу стола, характерное для зрелого Питера Класа. Такой период длился недолго, уже к 1630 году Питер Клас сформировался как самостоятельный и искусный мастер.



Одно время, вслед за утрехтскими художниками, Питер Клас находился под влиянием Караваджо. Он экспериментировал с искусственным освещением, с увлечением писал отражение пламени свечи на различных поверхностях, но быстро пришел к выводу, что такие натюрморты теряют естественность и очарование с ней связанное.



Художник предпочитал строгие и сдержанные решения, целостные по цвету. Эта самая камерность и соразмерность были главными достоинствами произведений художника.



Он вошел в и историю прежде всего как автор скромных завтраков среднего и выше достатка горожан. Предметы, расставленные по краю стола лишь выглядят расположенными в случайном порядке. Как правило, цветовая гамма выдержана в серо-коричневых тонах, придающих полотну прозрачную ясность и аристократическое благородство. 



При повторяющихся предметах. в каждом натюрморте чувствуется своя, особая атмосфера, рождающая каждый раз уникальный эмоциональный отклик.



Как правило, композиция объединяет небольшое количество предметов: красивая посуда, фрукты, выпечка, дары моря, небрежно оставленные на краю стола, которыми художник любуется, которые доставляют наслаждение эпикурейского толка, столь нехарактерного для тихой бюргерской жизни голландской провинции.



Горизонт полотна занижен, горизонтальная композиция выстраивается вокруг высокого предмета. С невероятной тщательностью прорабатывается фактура предметов  и самые мельчайшие детали.



Комментариев нет:

Отправить комментарий