понедельник, 21 октября 2013 г.

"Женщина, стоящая посреди" Михаил Арцибашев





Повесть опубликована в 1915 году. 




В первом десятилетии двадцатого века Михаил Арцибашев входил в число самых известных русских писателей, а споры вокруг его творчества были очень бурными, и не только в литературной среде. В обиход вошел термин "арцибашевщина". Его применяли, когда в том или ином произведении внимание художника фиксировалось на вопросах пола, в которых человек в своих мотивах и поступках руководствовался лишь животным началом.



Снискав скандальную славу, Арцибашив долгий советский период был под запретом и прочесть его российский читательможет лишь в нынешнее время. Но репутация эпатажного автора продолжает играть с писателем злую шутку. Даже сейчас его читает лишь небольшая прослойка специалистов да студентов филологических специальностей.




Повесть "Женщина, стоящая посреди" - небольшая по объему, но очень характерная для автора, позволяет разглядеть все характерные тенденции его творчества. Сюжетная стратегия вращается вокруг тела и телесности, причем в поле противопоставления женского тела мужскому. Рамки тематики повести очень тесны, писателя интересуют только взаимоотношения мужчины и женщины, точнее, множества мужчин и стоящей посреди них, как в бурлящем потоке, единственной женщины.




В этом вечном противостоянии-зависимости двух тел - мужского и женского - разворачивается напряженные, исполненные тайных страстей события, которые заранее обречены на предсказуемый безнадежный исход. Самое поразительное, что вся эта телесная драма происходит без натуралистического описания, а откровенный эротизм достигается отображением различных техник обольщения.



Содержание тривиальное, но не лишенное идейной подоплеки. Она состоит в том, что два человека - мужчина и женщина - самой природой созданные друг для друга, достигая искомого в телесном плане вдруг осознают, что стали еще несчастнее, чем до пересечения интимной черты. Ничего нового, а тем более оригинального в этой идее нет, но Арцибашев и не стремился к этому, его интересует само взаимодействие тех, кто обречен обладать друг другом самой своей биологией. Обладать, чтобы испытать затем отчуждение, нередко - отвращение, зачастую - враждебность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий