вторник, 3 сентября 2013 г.

Малые голландцы: Герард (Геррит) Доу




Герард (Геррит) Доу родился 7 апреля 1613 года в Лейдене семье мастера по изготовлению витражей. Учился вначале у гравера Долендо, а затем у художника по стеклу Питера Каувернхорна.



Работал с отцом, а в возрасте пятнадцати лет поступил учеником в мастерскую Рембрандта, который жил по соседству. Здесь Доу оставался более трех лет, вплоть до отъезда Рембрандта в Амстердам.



В ранних работах художника чувствуется огромное влияние учителя, чью манеру он пытался буквально копировать. В них просматриваются модели, изображаемые Рембрандтом, которые поставлены в такие же позы. 






Тщательность исполнения портретов с использованием светотени, в подражание великому мастеру. Начинающий художник писал портреты отца и матери Рембрандта, а так же его самого. 



Это работы в темных тонах, довольно реалистичные и точные. Но, что точно изумляет, - совершенство в изображении деталей и аксессуаров.



Влияние генального Рембрандта будет прослеживаться в творчестве Доу и далее, несмотря на то, что после отъезда маэстро начинающий художник постепенно начинает приобретать собственный почерк. 



Со временем Доу отказывается от портретов и сосредотачивается в основном на жанровой живописи, привнеся в нее особую тщательность и совершенство, что в конце концов его и прославило.



Работы художника пользовались такой популярностью, что в 1641 году шведский дипломат Спиринг назначил ему большую годовую пенсию, обеспечив себе таким образом право выбора работ.



В 1648 году Доу вступает в лейденскую гильдию св. Луки. В 1660 году три работы художника приобретает правительство. Их преподносят в дар Карлу II, когда монарх посещает Гаагу. 



Критика очень высоко оценивала творчество художника в прессе. В 1665 году известный коллекционер Ян де Бейе устроил постоянную выставку из 29 работ Доу. 



Это была чуть ли не первая выставка в истории искусств в современном понимании этого слова, которая вызвала невероятный ажиотаж, подняв цены на полотна художника на небывалую высоту, они еще больше увеличивались после его смерти, вплоть до 19 века.



 Достаточно сказать, что во второй половине 18 века картины Вермеера продавались за 26 флоринов, а Доу - более 6000 флоринов.



В расцвете славы художник все чаще использует изображение ниши, в которую помещает своих моделей. Он с особенной любовью изображает быт горожан университетского Лейдена, спокойные повседневные сцены, ограничивая количество действующих лиц одним или двумя персонажами. 



От фигур в полный рост мастер переходит к полуфигурам, помещенным в нишу или в прем окна. Характерная черта композиции - обилие различных предметов, как на переднем, так и на заднем плане, исполненных с потрясающей тщательностью.



Умелое использование светотени служит отличным объединяющим фактором, создает глубину, наполняет пространство картины воздухом.



Тем не менее, суховатая, холодно-глянцевая манера художника, появляющаяся со временем все большая дробность композиции, за счет большого количества мастерски исполненных деталей, все больше говорит об упадке, о преобладании ремесленничества над искусством.



Несмотря на некую творческую ограниченность и узость мышления, Доу - единственный из учеников Рембрандта, кто сумел создать собственную живописную школу. Его мастерская всегда была полна учеников, многие из них сумели сделать себе имя. Доу по праву считают основателем Лейденской школы живописи. 



Умер художник в своем родном городе Лейдене 9 февраля 1675 года.





Комментариев нет:

Отправить комментарий