понедельник, 2 сентября 2013 г.

"Заводной апельсин" Энтони Бёрджесс




Роман написан в 1962 году.




"Заводной апельсин" - роман явление, смелый и бескомпромиссный, жестокий и оглушающий. Бёрджес написал его, будучи уже довольно зрелым человеком. Ему нечего было терять. В 1959 году начинающему писателю поставили диагноз "опухоль мозга" и прочили совсем короткую жизнь. Ему было больно. Его беременную жену жестоко избили на улице, она потеряла ребенка. В такой атмосфере создавался роман.


Критики зовут его антиутопией. Странная получилась антиутопия. С каким-то слишком уж зыбким государством, а духовный путь героя идет не по заданной схеме: от смирения через протест  к  надлому или сломленности. Его герой идет другим путем: протест - испытание - добровольный компромисс.




Любая антиутопия - это путь от процветания к хаосу разрушения всех систем, включая человеческую личность. У Бёрджесса развитие идет по кругу: разрушение - становление - процветание.



Проблема подросткового насилия, иногда совершенно немотивированного, насилия ради насилия стало актуально в послевоенной  Европе. Не менее существенной она была и для тоталитарного режима СССР. В наше время эта проблема только усугубляется и фантастический мир Бёрджеса давно стал реальностью. 



Особое, невероятно острое переживание подростками социальной и психологической несправедливости, тотального лицемерия власти принимает все более уродливые формы. Никто не чувствует себя в безопасности, любая безопасность - мнима. Для банды озлобленных подростков нет преград. Безумной эйфории насилия они поддаются невероятно легко, столь же  невероятным образом сохраняя в себе крупицы светлого и трогательного. 



Скорее всего, Берджес сторонник манихейской ериси. Согласно ей - есть неправедный бог, который правит миром, и истинный бог ушедший под землю. Человека создал бог неправедный. А потому, каждый человек вправе выбирать себе бога самостоятельно. Сам писатель склоняется к выбору естества над моралью, что в романе активно иллюстрируется.




Финал, однако, решен в христианской традиции. Не даром же писатель боялся ада, в чем сам неоднократно признавался.
Великий Стэнли Кубрик экранизировал роман, почти вдвое состарив пятнадцатилетнего главного героя, и навеки сделав Бёрджесса писателем одного романа.



Комментариев нет:

Отправить комментарий