понедельник, 26 августа 2013 г.

"Чудесный нож" Филип Пулман




Роман "Чудесный нож" - вторая часть трилогии "Темные начала". Опубликована в 1997 году.




Роман начинается ровно с того места, на котором остановилась первая часть - "Северное сияние". Появляется еще один главный герой - двенадцатилетний мальчик Уилл Парри. Еще один ребенок с несчастной судьбой. Его, вместе с Лирой Сирин, ждут захватывающие приключения во все множащихся мирах.



Есть в книге несколько вещей, которые шокируют русского читателя наверняка. Прежде всего - жестокость детей, их способность к убийствам. Пулман - английский писатель. В этой стране отношение к детям весьма своеобразное. Все, кто читал Диккенса, уже не удивляются. Воздушным и чувствительным барышням напомню школу из "Джейн Эйр". Уж Шарлоту Бронте они наверняка читали. Это менталитет. Ничего не поделаешь. 




Удивляет отсутствие юмора, который так украшает романы Диккенса о детях и сглаживает, оживляет многие шероховатости, в том числе психологические. И это отсутствие юмора - серьезный литературный изъян.




Второй шокирующий момент - антиклерикальный пафос романа. Я бы всерьез к нему не относилась, ввиду полной религиозной безграмотности автора. Пулман все твердит, что церковь борется с пылью из-за первородного греха, который для этого института невероятно страшен. 




Странно, что воспитанный в христианской культуре писатель не знает, что первородный грех искуплен крестными муками Спасителя. Если это - ложь, то все остальное - просто фарс. Главный антирелигиозный призыв книги состоит в том, что следует убить внутрикнижного бога. Что же это за бог такой, которого можно убить? Пусть даже при помощи чудесного ножа...



Так что к философской подоплеке относиться всерьез даже как-то глупо. Агрессивная реакция Ватикана на  публикацию романа очень удивляет. 



Приключенческая часть значительно усиливается и темп повествования стремительно ускоряется, что не идет на пользу произведению. Психологические моменты уплощаются и эмоциональный отклик постепенно притупляется из-за обилия событий. Прибавьте к этому отсутствие юмора и иронии и станет понятно, почему читать это роман в какой-то момент становится откровенно скучно и, несмотря на переизбыток происходящего, книга кажется затянутой.



Комментариев нет:

Отправить комментарий