среда, 14 августа 2013 г.

"Воскресшие боги. Леонардо да Винчи" Дмитрий Мережковский




Впервые роман опубликован в журнале "Мир Божий" в 1900 году. Это второй роман цикла "Христос и антихрист".




Идейно, роман связан с двумя другими книгами цикла, обладает при этом собственным законченным сюжетом и смысловой самостоятельностью. В центре романа - жизнь и творчество великого Леонардо да Винчи.



Чуть ли не половину книги составляют дневники и письма художника и мыслителя эпохи Возрождения. Мережковский проделал титанический исследовательский труд. Но читатель не должен обольщаться. Личность Леонардо нужна писателю лишь как иллюстрация его собственных философско- эстетических воззрений. Отсюда некая нарочитость и схематичность произведений, стойкое ощущение подмены понятий. Смешение противоположностей - неизбежный аспект диалектики, но такое акцентировано-подчеркнутое смешение света и тьмы, добра и зла, черного и белого выглядит как-то наивно, вызывая неловкость. 




Неловкость, потому что Мережковский - невероятно художественно одарен. Его текстом зачитываешься и упиваешься. А искусственность философских пассажей выбивает  читателя из благодушного настроя. Иногда просо невозможно поверить, что этот абзац написал тот же автор, что и предыдущий. 



Правда, если заранее знаешь, кто такой Мережковский, знаком с его теориями и взглядами, относишься к чтению более сдержано, с пониманием. Поэтому неплохо перед чтением ознакомиться с философским наследием автора, хотя бы бегло. 


Пишет же Мережковский великолепно. Читать его - огромное удовольствие. Лучше всех о нем рассказали Бердяев и Блок. Последний, в частности, писал о тексте романа следующее: "Писатель, который никого никогда не любил по-человечески, - а волнует. Брезгливый, недобрый, рассудочный, подозрительный даже к историческим лицам, сам себя повторяет, - а тревожит. Скучает безумно, - а красота местами неслыханная."
Как бы то ни было, но художественное содержание романа получилось гораздо шире эстетико-философского поиска идеолога и основателя русского символизма. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий