вторник, 13 августа 2013 г.

Малые голландцы: Виллем Клас Хеда




Виллем Клас Хеда родился 14 декабря предположительно 1593 или 1594 года в городе Харлеме, в котором жил и работал, практически никуда не выезжая. Живописному ремеслу его обучал отец - Геррит Виллемс Хеда.




В начале творческого пути молодой живописец выполнял портреты и композиции на библейские сюжеты.




 Постепенно вся его творческая энергия  перенаправилась на натюрморты, позволившие художнику не только самореализоваться, но и неплохо зарабатывать. 





Достаточно сказать, что в собрании картин Рубенса находилось две картины мастера.




К неполным сорока годам Виллем Клас Хеда был уже не только состоявшимся, но и довольно известным художником.




 Уже в 1631 году он являлся мастером харлемской гильдии Св. Луки, трижды избирался председателем гильдии и дважды становился ее деканом.




В 17 веке голландские живописцы создали определенный изобразительный канон в области натюрморта, получивший широкое распространение и сохранившийся до наших дней.



Как правило, натюрморт исполнялся в горизонтальном формате, нижний край стола со стоящими на нем предметами, должен быть параллельным раме.




 Примечательно, что складки на скатерти уходили вглубь полотна картины параллельными линиями, что противоречит законам перспективы.




Натура на столе рассматривалась с верхней точки, что позволяло легко охватить ее взглядом. Предметы расставлялись по кругу или в линию так, чтобы почти не соприкасаться. 




Небывалых высот Виллем Клас Хеда достиг в изображении так называемых "Натюрмортов-завтраков".




Они представляли собой накрытые столы с определенным набором предметов домашней утвари и легких закусок, расставленных в горизонтальной композиции, охваченной мягким светом. 




Тон фона - нейтральный, оливково -коричневый, оливково-серый, коричневато молочный и т. д.




 Предметы тоже выбирались в одной цветовой гамме: от коричневато-золотистой, до серо-серебристой.




 За эту живописную сдержанность и цветовую изысканность такие натюрморты стали называть "монохромные завтраки", что лишь подчеркивает их высокий вкус и художественное совершенство. 




Хеда с особой любовью изображал чудные кубки из венецианского стекла, как пустые, так и наполненные вином, серебряные чаши, мерцающие таинственными бликами, перламутровые раковины с замысловатой игрой света на их поверхности. 




Отражения и блики на гладких поверхностях поражают исключительным мастерством. 




Бесконечно переставляя одни и те же предметы в различные композиции, художник каждый раз находит свежие живописные приемы и решения, которые неизменно приводят зрителя в восхищение, раскрывая перед нами божественную красоту рукотворного предметного мира, настраивая на философский лад.




Для современников художника этому способствовал скрытый, символический смысл изображаемых предметов, особенно тех, которые подчеркивали бренность бытия: остановившиеся часы, различные раковины, как пустые оболочки былой жизни, горящая свеча, срезанные или засохшие цветы, курительные трубки и тому подобное.




У Хеды было много последователей и учеников.




 Самым известным из них стал Франц Халс.




 Ну а самым последовательным учеником был его сын - Геррет Виллем Хеда, продолживший живописные традиции знаменитого отца.




Умер художник около 1680 года, прожив долгую и плодотворную жизнь, познав признание и семейное благополучие. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий