пятница, 19 июля 2013 г.

"Голод" Кнут Гамсун





Полное издание романа впервые опубликовано в 1890 году.




Гамсун прожил долгую и плодотворную жизнь, чуть не дожив до своего столетия. Это был крайне противоречивый, парадоксальный человек. Лауреат Нобелевской премии, блестящий писатель, властитель дум, любивший жизнь до самозабвения, он умудрился запятнать свое имя, приветствуя реакционный фашистский режим.




Роман "Голод", принесший ему известность, стал этапным не только для писателя но и для мировой литературы в целом. Внутренне переработав и переосмыслив труды по психоанализу и новой философии Ницше, Стринберга и др., Литературные творения Достоевского, Толстого, Гамсун создал совершенно новый тип романа.



Он сломал жанровые рамки, отошел от описательной манеры критического реализма, сосредоточившись на внутренних состояниях героя.
Герой романа, которого автор оставил без имени, - молодой человек, терзаемый муками голода.



Чтобы максимально подчеркнуть психологизм повествования, Гамсун выбирает для исследования обнищавшего интеллигента, что позволяет с наибольшей силой раскрыть глубину внутреннего психологического конфликта. Будучи глубоко порядочным человеком, он пытается создать видимость внешнего благополучия, чтобы все казалось лучше, чем есть на самом деле.
Герой живет в состоянии раздвоения личности. Голодный, ведущий нищенскую жизнь, в изношенном платье, он не способен просто сконцентрировать свои мысли на определенном предмете или идее. И при этом он несет внутри себя обширные знания целых эпох.



Положение усугубляет тотальное одиночество, этот неизбежный атрибут жизни в большом городе. Прийти на помощь некому и он вынужден нести тяжкое бремя лишений и скитаний. В этом состоянии богооставленности герой богохульствует и желает себе скорейшей смерти. 



Такое поведение шокировало читателей, казалось им неприемлемым. Но именно состояние долгого вынужденного голодания человека с обостренным чувством собственного достоинства, помноженное на предельное одиночество, позволяет Гамсуну максимально раскрыть внутренние психологические механизмы, обычно скрытые от сторонних наблюдателей. Именно внутренние душевные переживания интересны писателю. И именно они лягут в основу литературы 20 века. 


  


Комментариев нет:

Отправить комментарий