пятница, 26 июля 2013 г.

"Исповедь маски" Юкио Мисима




Дебютный роман писателя, опубликован в 1949 году, считается одной из вершин его творчества.




"Исповедь маски" вызвал весьма неоднозначную реакцию в среде японских читателей. С одной стороны - слишком много эпатирующих моментов, исповедь о том, о чем обычно принято молчать; с другой - виртуознейшее владение словом, завораживающее, настоящее волшебство.



С обескураживающей искренностью и непостижимой психологической глубиной писатель раскрывает перед читателем самые потаенные уголки своей личности, своей души. Обилие садо-мозохистских и гомосексуальных переживаний не напрягает, роман не об этом. Он совсем о другом, об очень важном в стройной эстетической системе Мисимы, не имеющей аналогов в мировой культуре. Именно в этом романе со всей полнотой раскрывается отношение писателя к смерти.





Вначале, несколько слов об эстетике как таковой. Совершенно ясно, что существование чистой эстетики невозможно по определению, к эстетике всегда примешивается идеология. Любая эстетическая система - прямое порождение и предельное выражение той или иной цивилизации. Особенно той, где наблюдается кризис идеалов. В этом случае эстетизируется реальность, подменяя собой философию, становясь философией. Это характерно, например, для Серебряного века в России, и для послевоенной  Японии, страны, где существует религиозное поклонение всему прекрасному.



Мучительная для Мисимы невозможность постижения прекрасного, скрывающего свою тайну за пределами тварного мира, абсолютно сокрытого от человека, приводит к писателя к мысли о смерти, как части красоты.



Для Мисимы пассивное созерцание красоты ведет к порабощению личности, к зависимости практически непреодолимой. Поэтому взаимодействие с прекрасным должно стать активным, человек из материальной субстанции должен переродиться в духовную, совершив метафизическое действие, атаку на прекрасное через смерть.




Только смерть уравняет человека и красоту, позволив человеку проникнуть в потустороннее, где и скрыта тайна прекрасного, где возможно истинное слияние с ним, без порабощения, на равных.



Позже появится еще одна тема в творчестве писателя, связанная со смертью, более естественная и понятная - тема времени, в "Исповеди маски не затрагиваемая". 





Комментариев нет:

Отправить комментарий