вторник, 23 апреля 2013 г.

Анри Матисс Часовня Розер в Вансе




Франция времен фашистской оккупации. Нас интересует судьба женщины в белом под черным покрывалом - монахини Доминиканского монастыря - сестра Жак-Мари. Вместе со старым отцом, отставным офицером, она, еще до пострига, бежала из Вандеи в Ванс. У нее есть диплом медицинской сестры и она ищет работу.






Ей сказали о том, что Анри Матисс нуждается в постоянном уходе. Молодая и очень красивая девушка тут же была принята на работу. Ошеломленный красотой и изяществом своей юной сиделки, к тому же интересовавшейся живописью, художник попросил ее позировать несколько сеансов.




Красавица давно решила для себя принять постриг, и если откладывала это решение, то лишь для того, чтобы продолжать ухаживать за Матиссом. 
В 1947 году беженка из Вандеи стала послушницей Доминиканского монастыря.




Мать Жилле, настоятельница Фуайе Лекордер - санатория, где находились на излечении молодые девушки, которым угрожал туберкулез, решила восстановить часовню, уничтоженную пожаром.




Рассказывая Матиссу о затее настоятельницы, Жак-Мари показала художнику акварельный эскиз будущего витража. Идея не просто восстановления, а строительства часовни буквально захватила Матисса. Он поговорил с настоятельницей и получил согласие.




Лежа в постели, превозмогая терзавшие его боли, Матисс напряженно работал. Его большие альбомы заполнялись рисунками, проектами. эскизами скульптуры, живописи, витражей, облачения священнослужителей. Каждый день он демонстрировал пять или шесть листов с новыми рисунками.




Белый куб, прилепившийся к склону холма. Простые внешние формы часовни строги и исполнены чистоты. Узкие высокие оконные проема небольшого нефа, большие и широкие на хорах, черепица в романском стиле, покрытая синей и белой глазурью, ажурный рисунок креста из кованного железа - производят впечатление эстетической завершенности, совершенства.




Внутри капелла выполнена в виде большого зала с углублениями, служащими хорами для монахинь. В углу, на площадке наискось, установлен алтарь, обращенный одновременно и к монахиням и к верующим, отличающийся строгостью и аскетизмом. Расположенные на нем светильник и распятие, удивительно органичны и не ломают линию. 




Потрясающее освещение создается тремя цветами - чистейшим синим, ослепительно желтым и ярко-зеленым - витражей, простой и строгий рисунок которых дает ощущение духовной полноты.




Ну и наконец, большие композиции на стенах. Цвет отсутствует. Черная линия на белой керамической поверхности. Черный и белый - цвета Доминиканского ордена. Аскетичная отрывистая линия производит впечатление предельной открытости, практически обнаженности.




Изображение святого Доменика больше натуральной величины, сведено к овалу лица и складкам рясы; силуэт мадонны с младенцем ступает по чуть намеченному полю цветов. "Крестный путь" словно перенесен из альбома набросков, требуется долго вглядываться, прежде чем постигнешь его совершенство. Требуется напряжение духовной мысли. И молитва, монашеская молитва, для которой часовня и возводилась. Для такой молитвы не нужно пышное убранство, поражающее воображение. Она сосредоточена, строга и чиста.




Есть еще восхитительной красоты двери исповедальни, напоминающие ирландское кружево. И очарование зеленого и желтого света, преображающего белизну стен.



Эти ризы - тоже творение Матисса. Создавались они с подробными инструкциями в какие дни в какого цвета ризы следует облачаться.
Видеоролик канала "Культура" о часовне Здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий