воскресенье, 24 марта 2013 г.

"День сурка": "Ночь, улица, фонарь, аптека..." (А. Блок)




День сурка / Grounhog Day
Год: 1993
Страна: США
Режиссер: Харольд Рэмис
В ролях: Билл Мюррей, Энди МакДауэл, Крисс Эллиот и др.




Вот уже двадцать лет этот фильм Рэмиса покоряет сердца. Секрет его успеха прост: хороший сценарий, талантливый режиссер, выдающиеся актеры. 




Трудно поверить, но сценарий написал дебютант, а Рэмис стал его соавтором, внеся в текст фирменные гэги и забавные ситуации. Основная находка сценария состоит в том, что главному герою предстоит проживать один и тот же день раз за разом, как бы попав во временную ловушку.





Все начинается с того, что сноб и циник,звезда телеэкрана, синоптик-комментатор приезжает в заштатный провинциальный городок, чтобы второго февраля снять традиционный репортаж о поведении сурка, предсказывающего наступление весны. В этом дне он и застревает: сначала потому что снежная буря замела дороги, а затем, просыпаясь по утрам, обнаруживает себя все в том же месте, с той же датой - второе февраля.




Первоначально авторы задумывали, что для осмысления своей жизни и готовности что-то менять в себе самом, герою Мюррея потребуется 10 000 лет. Потом сошлись на том, что и десяти лет хватит, в итоге в фильме уложились в 34 дня. 




И действительно, труднее всего найти стимул меняться тому, кого в жизни все устраивает, кто доволен собой, своим положением и  своей жизнью. Для того, чтобы найти этот стимул, потребуются всевозможные эксперименты: соблазнение ничего не подозревающих женщин, ограбление банка, глумление над обывателем и законом, попытки покончить собой и т. д. Мысль, что нужно начать с себя, к герою приходит в последнюю очередь. 




Страшно в нашем мире быть искренним и беззащитным, страшнее чем грабить банк или пытаться покончить собой. Безумный мир.




Но только так герою удается вырваться из заточения во времени. Только так можно спастись во многих смыслах этого слова.




Сняв фильм такой глубины, так легко и непринужденно, Рэмис невероятно высоко поднял планку романтической комедии. Дотянуться до нее практически невозможно. Во всяком случае, пока это никому не удалось.





Очень гармонично подобран актерский ансамбль. Безбашенность и брезгливый цинизм героя Мюррея великолепно оттеняет нежность и трогательность облика героини Энди МакДауэл. Персонажи второго плана  убедительны и достоверны. 




Зажигательная песня в финале создает особый настрой и послевкусие от великолепного кино - одной из лучших комедий конца 20 века, так много сказавшей о людях, которым предстоит вступить в век двадцать первый.



Комментариев нет:

Отправить комментарий