среда, 27 марта 2013 г.

Догвилль": "Познай себя... Какая польза в том? Познаю... А куда бежать потом?" (Гёте)




Догвилль / Dogville
Год: 2003 
Страна: Дания, Швеция, Великобритания, Швеция, Германия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Италия
Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Николь Кидман, Пол Беттани, Харриет Андерссон, Патришия Кларксон, Бен Газзара и др.




Всем известно, что Ларс фон Триер - гениальный провокатор и гениальный манипулятор зрительским сознанием. Исходя из этого, при просмотре, вдумчивый зритель сразу же включает свой ум, у кого какой имеется, дескать, не дам себя обмануть, "Плачущей под дождем" хватило. Теперь меня не проведешь. 





Только Ларс фон Триер все равно окажется талантливее и все равно добьется от зрителя, даже самого маститого, ровно той реакции, на которую расчитывал с самого начала. Достаточно вспомнить обструкцию, которую устроили режиссеру на Каннском фестивале, где был представлен "Догвиль".




Фон Триер мизантроп, свой приговор человечеству он вынес давно и окончательно. Но, если сказать, например, среднестатистическому зрителю, что он с одобрением может отнестись к убийству детей на глазах у матери, его возмущению не будет предела. Как же иначе? Каждый человек считает себя хорошим, не без недостатков, конечно, но хорошим.
Фон Триер не оставит от ваших представлений о самом себе камня на камне.




Итак, мы выключаем чувства и включаем голову. И что мы видим? Абсолютно условный мир, нарисованный мелом на полу студии! Вот улица, на полу так и написано: улица Вязов (случайно ли?), вот собака, на полу так и написано: dog. Чтобы три часа комфортно существовать в этом киномире, зритель волей неволей включает воображение, чувственно преображая действительность. Первая победа режиссера! Чувства включаются вопреки нашему желанию и отключить их в дальнейшем не представится ни малейшей возможности.





 Ангелоподобная Грейс, бунтуя, бежит из дома властного отца - гангстера, модель жизни которого построенная на на тотальном подавлении и подчинении, ей претит. 




Спасаясь от преследователей, она очутилась в забытом Богом городке Догвилль, где и просит у немногочисленных жителей убежища. Предложить жителям что-либо существенное взамен она не может, а потому предлагает посильную помощь в виде мелких услуг: за ребенком присмотреть, по огороду помочь, облегчить жизнь слепому инвалиду и т. д.




Помощь не бог весть какая, жители Догвилля обошлись бы и без нее. Но вскоре они обнаруживают, что бежать Грейс некуда и она в полной их власти, в АБ-СО-ЛЮТ-НОЙ и что они могут делать с ней все, что хотят, а она будет терпеть. Власть, как известно, развращет, а абсолютная власть... Ну вы знаете.




И вот, обычные труженики обычного городка устроили ангелоподобной и безответной Грейс такую травлю, какую мог придумать только изощренный ум какого-нибудь маньяка или коменданта концлагеря.




Правда был у нее один защитник, как думала Грейс. Она еще думала, что между ними чувства. Наивная. Как только встал вопрос выбора, "защитник тут же ее и предал. Оказался интеллигенствующим подонком, каких вокруг немало.




В финале Грейс покидает Догвилль. 




Что принесла она в Догвилль своей добротой без всяких условий и своим всепрощением? Жители городка не стали лучше, но они и не стали хуже. Они остались такими же. Правда, стали опаснее. И попадись им еще одна одна Грейс, миндальничать они не станут.




 Вы еще не стали мизантропами? Тогда вам нужно увидеть финал фильма своими собственными глазами. Если вы не будете мысленно аплодировать, значит мир не так и плох, как думает фон Триер. Но я сомневаюсь. В кинозале аплодировали все. Причем буквально, а не мысленно.




Ну а после просмотра, не поленитесь, задайте себе несколько вопросов.
Чему вы собственно аплодировали?
Что изменилось лично в вас после просмотра фильма?
Удалось ли вам хоть в малейшей степени избежать манипуляций и так ли уж хороша Грейс, если через нее пришло искушение в маленький и мирный Догвилль?




Думаю, для первого раза вопросов достаточно. Одно только прибавлю, в 1997 году Кира Муратова в своем фильме "Три истории" уже вынесла свой приговор: "Человечеству я ставлю ноль". Не менее гениально, между прочим.
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий