вторник, 12 марта 2013 г.

Жан Огюст Доменик Энгр Графические портреты




Карандашные портреты Энгра - уникальное явление не только для французского, но и для всего европейского искусства 19 века.





 В это время графические портреты пользовались огромной популярностью, выполняя ту же роль, что и современная фотография: их дарили или оставляли на память.





Для этой же цели графические портреты заказывали и Энгру, а он превращал эти утилитарные вещи в истинные шедевры.



Энгр выполнял рисунки свинцовым карандашом на белой или чуть желтоватой бумаге.




 Не смотря на то, что рисунки производят впечатление невероятной легкости, сделанных как бы одним росчерком, они требовали от художника огромных усилий и продолжительного времени.




Энгр доходил буквально до исступления, если его торопили заказчики.




 Вот что он говорил своему ученику об одном из таких женских портретов: "Не говорите мне о нем... Это плохо... Я больше не умею рисовать... Я больше ничего не знаю. Женский портрет! Нет на свете ничего труднее, это невозможно... Я попробую еще завтра, я начну вновь"





Энгр выполнял и групповые портреты, но чаще все же однофигурные.




Причем, в одних из них он вырисовывает фигуру полностью, уделяя большое вниманию костюму. В других, наоборот, лишь намечает детали.




 Но даже эта кажущаяся незавершенность, чрезвычайно органична.




Посмотрите на эти отточенные линии, в одно и то же время простые и утонченно-изысканные, то плавно изгибающиеся, то резко отрывистые, то совсем легкие, чуть намеченные.




 В изображении лиц ведущей тоже является линия.




 Легкие объемы, отсутствие резких контрастов, обилие нетронутого карандашом белого листа делают рисунок Энгра практически прозрачным и практически совершенным. 







Комментариев нет:

Отправить комментарий