четверг, 28 февраля 2013 г.

"Снежная страна" Ясунари Кавабата




Кавабата очень долго работал над повестью. Первый вариант появился в печати в 1937 году, последний окончательный вариант толко десять лет спустя. Работа над повестью началась в 1934 году.




Ясунори Кавабата - один из самых значительных представителей японской художественной культуры в мировой литературе. В 1968 году ему была присуждена Нобелевская премия за "писательское мастерство, которое с большим чувством выражает суть японского образа мышления".





В этом смысле, "Снежная страна" является очень показательной. В ней в духе дзэн-буддистской философии и эстетики на фоне разных времен года изображены отношения токийского повесы средних лет и сельской гейши.




В Японии понятие красоты включает в себя все сущее в его целостности, в том числе, человеческие чувства. Из этого взгляда на мир сформировалось понятие моно-но аварэ - очарование вещей, лежащее в основе эстетического видения мира японцев.




Понятие моно-но аварэ сложное, многогранное, оно содержит в себе кандоби - красоту душевных устремлений, тёваби - красоту гармонии, юби - красоту изящества, и хиайби - красоту печали, связанную с недолговечностью состояния гармонии красоты природного пейзажа.




Кроме того, Кавабата использует традиционный для Японии прием ассоциаций на основе одинаково звучащих иероглифов - какэотоба, что значительно углубляет подтекст и придает дополнительное очарование произведению писателя.




Особое значение в этом произведении имеет звук. Способность слушать тишину - для любого японца является естественным состоянием и потребностью.



Особым является и ощущение времени. Оно как бы есть, зарисовки идут на фоне разных времен года, но его и нет одновременно. Действие как будто происходит в вечности и замыкается само на себя.




Повесть как будто бы построена по принципу ренга: вид поэзии, стихотворная цепь.Ведь в основе построения сюжета лежит не причинно-следственная связь описываемых событий, а связь художественно-ассоциативная. В следствие чего, в повести нет четкой сюжетной структуры, что оставляет впечатление незавершенности, так характерной для всех японских литераторов.



Комментариев нет:

Отправить комментарий