вторник, 19 февраля 2013 г.

"Головокружение": "Ах, как кружится голова"




Головокружение / Vertigo
Год: 1958
Страна: США
Режиссер: Альфред Хичкок
В ролях: Джеймс Стюарт, Ким Новак, Барбара Бел Гаддес, Том Хелмор и др.




Один из лучших фильмов Хичкока. Его непризнанный при жизни шедевр, картина невероятно личная, интимная, исповедальня. В ней Хичкок воплотил все свои страхи, связанные с жизнью и смертью, с женщиной и ее архетипами, с судьбой и роком. 





Затрагивая загадки собственного подсознательного, маэстро виртуозно демонстрирует и наши собственные загадки. Именно это заставляет смотреть фильм так завороженно, и, чем больше проходит времени, тем очевидней становится успех киноленты - человечество взрослеет, человек начинает лучше понимать себя.




"Головокружение" - очень камерная картина с ограниченным числом персонажей, полная психологических замен, инверсий и манипуляций. Причем, персонажи манипулируют друг другом, а режиссер в это время манипулирует нашим подсознанием и сознанием, используя все средства, известные к тому времени и изобретая новые.




Манипуляция цветом в фильме изощренная. Героиню сопровождает зеленая дымка, подчеркивая таинственность, запредельность образа. Преобладание синих тонов вызывает у зрителя осязаемое ощущение безумия героя. Насыщенные красные фоновые тона внушают шок от пережитого и неутолимое чувство вины. Таким образом, просто владея цветом, Хичкок вводит в зрителя в необходимое состояние тревоги и обостренного восприятия того, что происходит на экране.




Есть здесь и техническое новшество, еще одна находка Хичкока, которую он вынашивал 15 лет. Речь идет о визуальном ощущении головокружения на колокольне, ставшее знаменитым, искажение перспективы, произведенное при помощи трансфакторного наезда на макет.




 Специально для этого эпизода был сделан макет лестницы, положен набок, камера снимала его отъезжая и меняя фокусное расстояние объектива. Сцена длится на экране несколько секунд, стоила она в то время больших денег - 19 тысяч долларов. Сейчас является хрестоматийной , многократно цитирующейся маститыми и не очень режиссерами.




Игра актеров, как всегда у Хичкока, безупречна. Натянутые отношения с Ким Нвак, которую ему навязали продюсеры, не помешали мастеру создать один из самых запоминающихся женских образов в мировом кинематографе. О Стюарте и говорить не приходится - он хичкоковский актер.




Музыка, основанная на мелодиях Вагнера, и шумовые эффекты по уровню практически недостижимые даже для современного кинематографа. 




Но самое потрясающее, что за 30 минут до окончания киноленты Хичкок выкладывает перед зрителем все сюжетные лазейки как они есть. Вот здесь зрителю и предстоит погрузится в психологический кошмар, дойти до самой сокровенной сущности персонажей.




 Хичкок безжалостно обнажает их настоящие мотивы и истинные помыслы. Это при том, что по ритму фильм очень размеренный, зрителя словно погружают в дремотную негу любви и любовных фантазий. Тем кошмарней будет пробуждение. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий