понедельник, 28 января 2013 г.

"Касабланка": Это начало большой славы




Касабланка / Casablanca
Год: 1942
Страна: США
Режиссер: Майкл Кёртиц
В ролях: Хамфри Богарт, Ингрид Бергман, Пол Хейнерд, Клод Рейнс и др.




Накануне выхода "Касабланки" на экраны в 1942 году у города Касабланка, в Марокко , высадились союзные войска и выбили фашистов с северо-запада Африки. Так что фильм оказался весьма актуальным.





Касабланка для американцев - аналог "Иронии судьбы" в России. Им давно уже не важны ее достоинства или недостатки. Важно то чувство детского восхищения, которое вызывают главные герои, которые, несмотря на ужасы войны, разруху и лишения, так красивы и ослепительны. Они испытывают щемящее сочувствие к женщине, разрывающейся между любовью к другому мужчине и долгом перед мужем антифашистом. Они проникаются чувством уважения к мужчине, способному отказаться от любимой женщины ради продолжения дела борьбы с фашизмом.




Марокко - колония Франции, оккупированной фашистами. Касабланка - город-порт, крайняя точка африканского континента, откуда летают самолеты в свободную Португалию, где нет войны.




На экране мы видим картонные декорации, плохо нарисованные средиземноморские пейзажи, игрушечные модели самолетов на аэродроме. Все это признаки малобюджетного кино. Еще один его признак - сказочный сюжет киноленты, вращающийся вокруг похищения транзитных виз и переполоха, поднятого в связи с этим.




В 1982 году некий журналист взял сценарий "Касабланки", переименовал, изменил имена и отправил в пару сотен голливудских агентств. Прочли его только в 85 из них. Лишь восемь узнали в нем легендарный фильм, трое согласились снимать, остальные сочли или коммерчески бесперспективным, или плагиатом неизвестно чего.




Все так. Каждый образ героев, любой поворот сюжета -узнаваемый штамп и не более. Главный герой с разбитым сердцем, убежавший на край земли и там неожиданно встретивший утерянную возлюбленную, пытающуюся спасти своего мужа, возникающий любовный треугольник - что может быть банальнее и тогда и в наше время. Но, оказалось, что если в одном фильме собрать не пару-тройку штампов, а сотни, они вызовут у зрителя не раздражение и разочарование, а ностальгию и нежность. В одной "Касабланке" заключена целая антология романтических фильмов, где зритель благодарно все предугадывает.




Вот Рик, герой Хамфри Богарта, упорно сохраняет нейтралитет, не желая иметь ничего общего с войной, но зритель сразу замечает, что под маской циника скрывается идеалист и романтик с которым каждый американец отождествляет себя вплоть до нынешних времен. Он нравится всем: мужчинам и женщинам, либералам и консерваторам, богатым и бедным.




Ингрид Бергман по сюжету фильма разрывается между двумя мужчинами из-за сценария, который к началу съемок был готов на половину и переписывался по ходу работы много раз. Актриса все время пыталась выяснить у режиссера кого же любит ее героиня? "Мы сами не знаем - играй что нибудь среднее", - отвечал Кёртиц. В результате и получился столь противоречивый образ, где разум не в ладу с сердцем, а любовь борется с чувством долга.




Для всей съемочной группы это была проходная картина. Съемки шли кое-как, без всякой подготовки, с недописанным сценарием с неясным финалом. Фильм получился вопреки всякой кинематографической логике. Атмосфера недосказанности, зыбкости, неопределенности, возникшая из недостатков съемочного процесса, очень понравилась зрителям, которые находились в том же состоянии неизвестности, никто не знал чем и когда закончится война.




"Касабланка" относится к редкой категории фильмов о войне, где нет батальных сцен. Но поединок "Марсельезы" и немецкого марша "Стража на Рейне" остается одним из самых сильных в мировом кинематографе.




Первоначально собирались снять два варианта финала: тот, который есть в фильме и второй, где Ильза остается с Риком. Отказались от второго варианта. В 1987 году попытались перемонтировать финал по второму варианту. Фильм утратил все свое обаяние и превратился в обычную неправдоподобную мелодраму. В годы войны всем приходилось чем-то жертвовать, другого финала быть не могло. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий