четверг, 31 января 2013 г.

Укиё-э - японская гравюра Вступление



В середине 17 века в Японии сложилось уникальное явление в изобразительном искусстве, вошедшее в историю под именем укиё-э. Этимологию понятия расшифровал Асаи Рёи в 1661 году: "В прошлом слово укиё использовалось для обозначения бренной жизни, в которой все совершается вопреки надеждам человека; теперь же оно приобрело значение "изменчивый" вместо "бренный" и само понятие укиё стало обозначать манящие извивы судьбы человека в ту счастливую пору, когда он живет мгновением, весело покачиваясь на волнах неведомого, точно тыква на воде"





Укиё стало обозначать современный мир, мир земных радостей и печалей, мир земной и плотской любви, а в последствии просто "современный, а то и "модный". Появились укие-дзоси - "литература действительности" или современный роман, Укиё-сугата - модный облик, укиёкомон - модный узор на платье и наконец укиё-э - "картинки изменчивого мира", ксилографии, которые печатали с деревянных досок, подготовленных по эскизам художников.




С 1600 года, после падения осакского замка и поражения военного диктатора Тоётоми Хидэёси, в истории Японии наступил период, получивший название эпохи Эдо. Он продлился до середины 19 века и сопровождался глубокими изменениями в социально-экономическом и культурном развитии страны. Заточив императора в древней столице Киото, новый сёгун Токугава Иэясу перенёс столицу в небольшой городок Эдо, по имени которого и была названа эпоха. Сёгунат просуществовал почти 250 лет, до 1868 года - года восстановления императорской власти.




Главная особенность этой эпохи - бурный рост городов и формирование третьего сословия, его возрастающим значением в общественной и культурной жизни страны с одной стороны и устойчивость феодальных традиций, их консервация, с другой.




Политическим и культурным центром стал Эдо (нынешний Токио). Быстро растущее население новой столицы вскоре превысило по численности население Киото и Осаки. К середине 18 века здесь уже проживало более одного миллиона человек.




 Третье сословие - купцы и ростовщики - сосредоточили в своих руках огромные капиталы. При этом, пришедшие к власти самураи диктовали свои законы во всем. Сегун подписал множество законов с предписанными нормами поведения в еде, одежде, передвижении, архитектуре и многом другом. Любые отклонения от этих норм карались жесточайшим образом. Воинское сословие продолжало сохранять привязанность к традициям в быту и строгим дзэнским проявлениям в культуре, где излюбленным жанром художников был был горный ландшафт, изображение птиц и цветов. 




Горожане не втискивались в жесткие рамки. Все более ценными становились немногочисленные удовольствия земной жизни: посещение театра Кабуки,соревнования борцов сумоистов и визиты в "веселые кварталы", обнесенные забором целые кварталы публичных домов.




Не в феодальных замках и буддийских монастырях, а в среде торгово-ремесленного населения страны создавалась новая идеология и мораль, формировалось новое понимание прекрасного. Духовный мир человека. его переживания стали главным источником художественного вдохновения. Всестороннее изображение жизни города, во всем многообразии типов и характеров - основная черта литературы и искусства той эпохи.




В поэзии возникли хайку. В прозе - укиё-дзоси (повести из нашей жизни). В недрах городской культуры появились новые формы театрального искусства - кукольный театр Бунраку и драматический - Кабуки.




В изобразительном искусстве в моду вошла жанровая ксилогравюра - укиё-э, принесшая заслуженную славу японской культуре.



Японская  гравюра куиё -э Историческая справка Часть I Здесь
Укиё -э часть вторая Здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий