четверг, 10 января 2013 г.

Сияние": "У всякого безумия есть своя логика". Шекспир




Сияние / The Shining
Год: 1980
Страна: Великобритания, США
Режиссер: Стэнли Кубрик
Оператор: Джон Олкотт
В ролях: Джек Никлсон, Шелли Дюваль, Дэнни Ллойд и др.




С 1980 года прошло довольно времени, чтобы по достоинству оценить работу великого Кубрика, мистификатора и перфекциониста. Золотая малина за режиссуру кажется теперь курьезом, смешным анекдотом.





А споры вокруг трактовок, что же на самом деле снял Кубрик, не утихают до сих пор. Каких только трактовок не выдвигалось. Вот только некоторые: конечно фрейдистская, куда же без нее, главные действующие лица - мама, папа и ребенок, ну и со всеми вытекающими; самая спекулятивная версия - холокост; самая экзотическая - подделка высадки на Луну; самая распространенная - история одного безумия (одного ли).




Люди и профессиональные сообщества, как видите, заморачиваются по поводу фильма конкретно.




И есть отчего! Он завораживает буквально с первых кадров. Глаз невозможно оторвать от великолепных пейзажей Клорадо, снятых в Орегоне. Работа Джона Олкотта в этом фильме вообще заслуживает самых возвышенных эпитетов. И я к ней еще вернусь.




Сюжет, его основывая канва, взят у Стивена Кинга. Но это не экранизация. Фильм гораздо гениальнее, да простят меня поклонники короля ужасов.
Начинающий писатель с женой и маленьким сыном устраивается смотрителем в горный отель на время мертвого сезона, когда он практически отрезан от цивилизации.




 Отель построен на индейском кладбище и населен злыми духами. Они сводят смотрителя с ума и он пытается убить свою семью. Типичный сюжет для типичного хоррора. Если бы снимал его не Кубрик.




Снимал долго, около года. Снимал выверено и рассудочно. Некоторые эпизоды потребовали более сотни дублей. В сцене, где кровь потоком вырывается из комнат, он использовал настоящую бычью кровь. Каждый кадр выстроен настолько безупречно, что в этом ужасе и леденящем душу кошмаре, зритель все время видит красоту. Парадокс гения. Такое  можно обнаружить еще только у гениального японца Мисимы.




Актерский состав просто безупречен. Никлосон, играющий безумие столь достоверно с его: " А вот и Джонни", - не может не вызывать восхищение. Если учесть, что в сценах, где его герой разговаривает с духами, всегда присутствует зеркало, возникает закономерный вопрос: " А были ли духи?"
Правда, Кубрик играет со временем, размывая границы между прошлым и будущим. Время смещается или бежит вспять, а то и застывает.




Шелли Дюваль пришлось на съемках тяжелее всех. Кубрик всю съемочную группу заставил относится к ней с пренебрежением, уничижительно, сам донимал ее мелочными придирками, доводил до грани нервного срыва и только тогда выпускал в кадр. В результате получился очень виктимный образ, жертва настолько, что даже среднестатистическому зрителю хочется ее слегка пришибить. Так Кубрик вовлекает зрителя в безумие главного героя. Мы все становимся сопричастными к нему.




Больше всех оберегали маленького Дэнни Ллойда. О том, что он снимался в фильме ужасов, мальчик узнал только из афиш. Однако свою лепту в создание ужаса на все времена мальчик внес. Его вопль: "Redrum! Redrum! Redrum!", - заставляет кровь стынуть в жилах.




Работа оператора потребовала виртуозного мастерства. Все эпизоды с Дэнни сняты с колена, на уровне глаз ребенка. Многочисленные отъезды камеры, съемки за спиной героев усиливают чувство тревоги и страха у зрителей. Олкотт один из первых использовал в этом фильме технологию "стедикам", специальную поддержку камеры для плавных съемок в движении в закрытых пространствах.




Декораторы и художники заслуживают отдельных комплиментов. Отель, интерьеры цветовая палитра, костюмы - все настолько красиво, что вызывает подлинное эстетическое наслаждение.




Посмотрите это кино непременно. "Сияние" - один из самых страшных фильмов за всю историю кинематографа.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий