среда, 30 января 2013 г.

"Окно во двор": Эта женщина в окне




Окно во двор / Refr Window
Год: 1954
Страна: США
Режиссер: Альфред Хичкок
В ролях: Джеймс Стюарт, Грэйс Келли, Тельма Риттер, Рэймонд Бёрр и др.




Кино - относительно молодой вид искусства, тем не менее, здесь уже состоялись свои классики. Альфред Хичкок занимает среди них далеко не последнее место, не смотря на то, что снимал отнюдь не высоком жанре. Он - король саспенса. Никто с тех времен не может так нагнетать обстановку неопределенности и грядущего ужаса, пользуясь столь минималистическими, буквально на нюансах, методами.





"Окно во двор"  многие критики называют лучшим детективным фильмом за всю историю кинематографа. А ведь в фильме нет ни драк, ни выстрелов, ни погонь. Главный герой весь фильм сидит в инвалидном кресле с загипсованной ногой от лодыжки до бедра. Будучи фоторепортером, человеком активным, он, от нечего делать, начинает подглядывать за соседями в объектив своей фотокамеры. Ну и зритель вместе с ним.




Фоторепортера играет великолепный Джеймс Стюарт. Вокруг него кружит в любовном танце умопомрачительная красавица-модель из Дома мод. Играет ее несравненная Грэйс Келли. Ее наряды - антология высокой моды 50-ых годов прошлого века - способны свалить с ног и мужчин и женщин. А героя Стюарта только раздражают. Как не странно, разглядит он ее только через объектив, подглядывая за ее действиями детектива.



Может быть, это издержки профессии, а может - великая сила искусства. Теперь-то уж всем известно, что объектив фотокамеры творит чудеса. Хичкок - провидец, только иронически улыбается. Все искусство кино стоит именно на этом - на нашем любопытстве к чужой жизни, то есть на подглядывании. Но лучше смотреть кино, чем в чужую замочную скважину.




Композиционно - это очень сложное кино. каждая деталь в каждом кадре неслучайна. К качеству монтажа вообще сложно подобрать эпитеты, которые бы отражали его виртуозность.




Небольшой по объему рассказ превратился в роскошный детективный фильм на все времена.



2 комментария: