воскресенье, 6 января 2013 г.

Absent. Финальная история


Начало здесь
Вторая часть здесь
Третья часть здесь



Автопортрет. 1901 год

Моей финальной историей тема абсента в мировой культуре далеко не исчерпывается. Но у меня и не было такого намерения. Я лишь наметила контуры этого явления в изобразительном искусстве. Обозначила свое видение, не более.





Пьющая абсент. 1901 год

Финальная статья полностью посвящена творчеству Пабло Пикассо. Именно его "Любительница абсента" сподвигла меня на это небольшое культурологическое исследование.



Женщина, пьющая абсент. 1901 год

Все представленные вашему вниманию картины относятся к так называемому "голубому периоду" творчества художника, который продлился в 1901 года по 1904 год.




Абсент. 1901 год

 Это период поиска собственного творческого почерка. Опытный глаз любителя живописи, безусловно, подметит множество влияний в этих произведениях. Например, преобладание оттенков синего и вытянутые силуэты - влияние Эль Греко. Локальные цветовые пятна и жесткий контур - влияние Поля Гогена. Искажение классической перспективы и игра с цветом - влияние импрессионистов.



Арлекин с подружкой. 1901 год

 Этот список можно продолжать. Но нельзя игнорировать, что именно в этот период закладывается индивидуальная манера художника. Он создает психологически мощные, философски обобщающие образы.




В кабаре Лапин Агиль или Арлекин с бокалом. 1905 год

В личном плане, "голубой период" - один из самых тяжелых в жизни художника. Покончил с собой лучший друг Пикассо художник Карлос Касагемас. Пикассо приехал в Париж, поселился в квартире умершего друга, завел роман с Жермен, которая являлась причиной самоубийства друга. Чувство вины и горечь потери в полной мере выплеснулись на полотна "голубого периода". Абсент стал постоянным спутником жизни художника в тот период.



Любительница абсента. 1901 год.

Уже в первый год пребывания в Париже он пишет множество работ на тему абсента. Принято считать , что именно с "Любительницы абсента" начинается "голубой период" творчества художника. В психологическом плане - это одно из самых мощных произведений на интересующую нас тему. Искаженные пропорции рук создают образ настолько тотального одиночества и тоски, что становится абсолютно понятно: в мире этой женщины нет никого и ничего. Только бокал Абсента. Локальный фон,  жесткие контуры, предельное искажение перспективы вплоть до перехода в двухмерное изображение - невероятно усиливают это впечатление. Это произведение, на мой взгляд,  квинтэссенция всего, что касается темы абсента в изобразительном искусстве. 




Абсент. 1902 год

Но тема абсента еще будет встречаться в творчестве художника, неся уже больше прикладной  характер. 




Портрет Анхеля Фернандеса де Сото. 1903год

С художником Анхелем де Сото и его братом Матео Пикассо познакомился в 1899 году. Он был известным прожигателем жизни и богемным щеголем. Имея одну пару печаток на двоих, они с Пикассо одевали по одной на руку, а другую прятали в карман. Анхель погиб в Гражданскую войну в Испании.



Портрет Солера. 1903 год

Хозе Мари Солер - барселонский портной. Любитель живописи и покровитель начинающих художников. Нередко Пикассо отдавал свои работы Солеру за одежду.




В 1914 году Пикассо выполнил  скульптуру бокала абсента, использовав реальную ложечку для абсента. Всего существует шесть бронзовых копий, каждая со своим оригинальным рисунком. 




Бокал выполнен в форме деформированной человеческой головы. Одна изстенок бокала открыта - это человеческий глаз с тяжелым нависающим веком. Крупный нос и большая верхняя губа прокладывают дорогу абсенту к бассейну нижней губы. Шея выполнена в виде конического основания бокала. Открытый верх головы увенчан шляпкой в виде абсентной ложечки с кусочком сахара.
 Через год абсент запретят. Последний памятник уходящей эпохи.
У Пикассо есть еще кубический натюрморт. Тут пусть каждый увидит сам, что хотел донести до нас художник.






Комментариев нет:

Отправить комментарий