суббота, 29 декабря 2012 г.

"Фанни и Александр": Жизнь, побеждающая смерть




Фанни и Александр  / Fanny och Alexander
Год: 1982
Страна: Швеция, Франция, Германия (ФРГ)
Режиссер: Ингмар Бергман
В ролях: Ева Фрёлинг, Бертиль Гуве, Аллан Эдвалль, Гунн Волльгрен, Пернилла Алльвин, Ярл Кулле, Эрланд Юсефсон и др.




Трудно дилетанту писать о безусловном шедевре кинематографа. Последнем шедевре (но не последнем фильме) автора. Его итоговой работе, парадоксальной, идущей, казалось бы, вразрез со всем творчеством режиссера. Но именно так и подводят итог.





Это ретро-фильм, масштабная костюмная драма, в мельчайших деталях передающая быт старой доброй Швеции. Это автобиографичный фильм, даже его действие происходит в родном для Бергмана городе - Упсале, вокруг городского театра.




С театром связана вся семья Экдалей, о которой и идет повествование в фильме. Начинается оно с праздника Рождества. Мало кто в мировой культуре смог так передать дух этого праздника. Разве что Гофман и Диккенс. У Бергмана и тот и другой явно присутствуют.




Александр и Фанни - дети недавно умершего директора театра. Они со своей матерью продолжают жить у бабушки. 




Вскоре, однако, их мать соглашается выйти замуж за городского епископа и с детьми переезжает в его дом. Серый, холодный, смахивающий больше на тюрьму. Ею он и оказывается. И выбраться из нее оказалось куда сложнее, чем туда попасть.




Поразительно, как сын лютеранского священника с такой отрицательной экспрессией и ненавистью изображает духовенство с его ханжеством и схоластикой, за которой только стремление к психологическому подавлению личности. Кто после этого фильма еще осмеливается называть протестантскую психологию двигателем прогресса?




Это очень коварное кино. Начинается, как светлый веселый праздник, затягивает зрителя в водоворот радости и веселья, погружает в детализированную реальность старой Швеции. Психологическая интенсивность нарастает с каждым мгновением и вот мы уже в уже удушающем доме епископа, где гибнет все живое. Затем повествование становится все причудливее, сказочнее и неправдоподбнее. Начинается реальностью, а заканчивается сном на яву. Будто вся эта история происходит на театральных подмостках. Будто нам рассказали не о жизни, а о театре, вернее о том, как он рождается из жизни.




В фильме поднимаются все темы, свойственные Бергману на протяжение творческого пути. Тема отца и родительства, тема богоборчества, тема театра, тема радости жизни, тема отношений между людьми, тема потустороннего мира и мистики. Это настоящий кинороман, роман толстовского размаха. Таких уже, увы, не снимают.




Фильм начинается Рождеством и заканчивается Светлой Пасхой - праздником торжества жизни над смертью. Торжества любви, как непреложного закона вечной жизни.




А описала-то я всего лишь маленькую часть  того, что можно вынести из фильма. Так и получается, когда неумело берешься писать о шедевре. Лучше смотрите и приобщайтесь. Это куда интересней. 


   


Комментариев нет:

Отправить комментарий