понедельник, 24 декабря 2012 г.

Absent. Продолжение II

Первая часть тут
Вторая часть тут




Эдуард Мане. Любитель абсента. 1859 год.

Мане 27 лет, три года назад он закончил обучение в мастерской Кутюра и решил выставляться в Салоне. "Любитель абсента" - его первое самостоятельное большое полотно. В Салон картину, естественно, не приняли, посчитав вульгарной и вызывающей. 

Еще бы, на картине изображен опустившийся пьяница, хоть и не лишенный некого шарма, в странной позе. Нарушена классическая перспектива и незримая граница между зрителем и полотном; дальние планы  отсутствуют. Край стойки или стола, на котором стоит бокал с абсентом, вообще выпадает из перспективы.Бутылка на переднем плане катится в сторону зрителя. А тень от фигуры никак не соответствует ее расположению. Этот новаторский прием сокращения дистанции подхватят в дальнейшем Поль Сезан и Пабло Пикассо.




Эдгар Дега. Абсент. 1876 год.

Дега тоже ученик Тома Кутюра, как и изображенный на картине Марселен Дебутен. Женщина написана с актрисы Элен Андре.
Две фигуры сидящее рядом, но не вместе. Первое произведение в изобразительном искусстве об отчуждении человека в городской среде. До тотального одиночества еще так далеко, а все его признаки уже налицо.
Перед мужчиной стоит стакан с мазаргином. В его состав входит холодный черный кофе, лед и коньяк. Этот напиток - популярное средство от похмелья. Он смотрит в окно, отражающееся в зеркале позади фигур. 
Абсент пьет женщина. Есть какая-то нотка трагизма в отрешенной расслабленной позе, в непроницаемом взгляде. Полная безнадежности картина.
Ее приняли еще хуже, чем полотно Эдуарда Мане. Критики не стеснялись в определениях: отвратительная, тошнотворная, вульгарная, омерзительная, уродливая, оскорбляющая нравственность.




Поль Гоген.  Ночное кафе в Арле. 1888 год

Еще один подход к живописи. Одинокая женщина за бокалом абсента, который мы не видим, он в руке за сифоном с водой. Она сидит одна в заполненном кафе, но одинокой не кажется. Этот эффект достигается за счет гармоничного сочетания больших цветовых пятен фона, обведенных жесткой контурной линией. Картина написана с натуры. На ней изображена жена владельца кафе госпожа Жину, внимательно и чуть грустно смотрящая на зрителя.




Винсент Ван Гог. Натюрморт с абсентом. 1887 год

Ван Гог злоупотреблял абсентом. Он пристрастился к абсенту еще в Париже, где Тулуз Лотрек изобразил его портрет с рюмкой абсента. Лотрек нарисовал пастельный портрет техникой раздельного штриха, свойственной самому Ван Гогу.




Анри Тулуз Лотрек. Портрет Ван Гога. 1887 год

Финальная часть здесь




Комментариев нет:

Отправить комментарий