четверг, 22 ноября 2012 г.

Absent. Полынная настойка как культурный феномен




Первоначально хотелось поделиться впечатлением от эрмитажной картины Пабло Пикассо "Любительница абсента". Потом вспомнилось, что картина с таким же названием есть в Нью-Йорке. Потом, что абсентные мотивы присутствуют и в других произведениях Пикассо, есть даже скульптурка абсентной рюмки. Потом вспомнились картина Дега на ту же тему, потом Тулуз Лотрек, о котором говорили, что его картины написаны абсентом, потом... и так далее, и так далее, и так далее.





Получается, что сперва нужно написать об абсенте, а потом о культуре в широком смысле этого слова. Почему в таком порядке, а не наоборот?
Абсент овеян ореолом магнетической тайны, он необычайно притягателен, как и всякий запретный плод. Это напиток со свей мифологией.




Вот краткая история абсента. Началась она с перегонки полынно-анисовой настойки аптекарем из Швейцарии. Кроме этих двух компонентов в состав конечного напитка входили еще ромашка, фенхель, вероника, кориандр, иссоп, мелисса, шпинат , корень петрушки. Типичная микстура от кашля с общеукрепляющим действием.




Предприниматель Анри Дюбье выкупил рецепт и вместе со своим другом Анри-Луи Перно наладил его производство в промышленных масштабах 1798 году.




Популярность абсент стал приобретать во время французских колониальных войн в Северной Африке в период с 1830 по 1847 годы. Французским военнослужащим выдавали абсент для профилактики малярии, дизентерии и обеззараживания питьевой воды.Военные быстро пристрастились к абсенту и принесли эту моду на родину. Вскоре популярность абсента во Франции сравнялась с популярностью вина.




Особую популярность абсент приобрел в богемной среде. Ни один напиток , ни до, ни после абсента,не вызывал такого отклика в среде величайших представителей мировой культуры - художников, писателей, поэтов, журналистов. Абсент не просто любили выпить, ему посвящали тексты, стихи и картины. Несколько поколений творческой элиты уверяли, что абсент пробуждает небывалое воображение. Абсент - "третий глаз поэта, он растапливает лед души", - говорил Поль Верлен.




Вскоре, однако, проявилась и другая сторона "зеленой феи", как ласково называли абсент. В начале 20 века пришлось выделить особый вид алкоголизма - абсентизм, который характеризовался привыканием, сверхвозбудимостью и галлюцинациями, затем следовало разрушение клеток мозга, сумасшествие и смерть. Зеленая фея превратилась в билет в Шаритон (психлечебница), так теперь стали называть абсент.




Врачи считали, что виновником галюциногенных свойств абсента является монотерпин туйон, алкалоид, содержащийся в полыни. Так это, или нет - не доказано до сих пор.




Тем не менее, с 1906 года , европейские страны, начиная со Швейцарии, запрещают производство абсента одна за другой. Последней сдалась Франция. В 1915 году. В Америке абсент запретили в 1912 году.




В наши дни абсент официально выпускается в трех странах мира - Испании, Чехии и Андоре. Но ничего общего с настоящим абсентом он не имеет.
Прежде всего потому, что эфирные масла полыни попадают в спирт путем мацерации (вымачивание), а не перегонки, как в 19 веке. Если тогда содержание туйона доходило до 260 мг/л спирта, то сейчас ЕС регламентирует его содержание, ограничив до 10 мг/л.



А это значит, что подтвердить или опровергнуть мифы об абсенте, увы, невозможно. И уже сам миф, а не напиток , будоражит воображение наших современников.Таким образом, история абсента продолжается. Зеленый час, господа!




Продолжение здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий